Марія БровінськаРабота
12 июля 2023, 10:00
2023-07-12
Кто такой СТО, CIO и CPO и как вырасти в эти роли. Короткий гайд по C-level IT-профессиям от СТО GigaCloud
Продолжаем цикл материалов об IТ-специальностях. Каждую описывает «типичный представитель» — опытный специалист и просто авторитетный коллега, тот человек, который знает все тайные уголки своей профессии. Мы надеемся, что эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам и всем, кто заинтересован в выборе IТ-специальности и направления для карьерного развития.
Цикл не только поможет оценить перспективы, но и позволит лучше понять индустрию и особенности профессии изнутри. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его более полезным.
Сегодня Кирилл Науменко рассказывает об особенностях работы СТО, CIO и CPO, а также о возможностях карьерного роста для инженеров.
Когда системный инженер дорастает до синьора, перед ним встает дилемма: куда двигаться дальше. Зачастую такие люди идут в менеджмент или углубляются и специализируются на одной технологии. Было время, когда все IT-инженеры работали, как швейцарские ножи — могли делать все для всех — программировать, ремонтировать технику. А когда ты растешь к синьору, уже можно выбирать и изучать глубже конкретный стек, чтобы стать высокопрофессиональным и дорогим специалистом.
Второй вариант — как альтернатива развитию технических скиллов, инженер может развиваться в сторону работы с клиентами. Для этого нужны развитые софт-скиллы. Здесь возможны позиции presale engineer, technical account manager. Важно общаться и координироваться с клиентом, реагировать на любые, даже нестандартные запросы, искать компромиссы, чтобы клиент остался доволен.
Куда расти CTO, CPO и CIO
Если в роли С-level-менеджера недостаточно ответственности или есть желание контролировать все процессы компании, если интересно брать на себя административные задачи и ответственность за работу генеральной стратегии, то можно стать CEO или COO (англ. chief operating officer). В этом случае вся ответственность за результаты компании будет на вас. Выше — только владелец или инвестор.
Такой подход к росту привлечения к управлению компанией часто практикуют в западных компаниях в рамках предоставления опционов по ключевым должностям компании.
Кто такой СТО
Я думаю, что каждая компания имеет свою специфику и особенности построения IT-вертикалей. У GigaCloud получилось все вполне естественно. У нас была сильная архитекторская команда, которая выстраивала все сервисы в 2016 году, когда мы стартовали. Мы отвечали за создание продукта, его развитие, включая его эксплуатацию и поддержку.
Впоследствии мы поняли, что не удастся развивать и добавлять новые продукты и одновременно заниматься эксплуатацией существующих — IT-команда разделилась на две: эксплуатации и R&D. Потребовалось, чтобы команда сконцентрировалась на развитии новых продуктов или на создании каких-то дополнительных фич, модернизации имеющихся, но важно также выдерживать установленный SLA.
Так я оказался в роли руководителя отдела R&D, а затем перешел на роль CTO, отвечающего за технологическую стратегию, за то, как наша компания будет развиваться в будущем, как будем развивать продукты, какие технологии будем использовать, чтобы быть лучшими на этом рынке.
Сегодня в зону моей ответственности входят:
R&D-направление;
безопасность;
развитие продуктовой линейки;
внутренние IT-системы.
СТО в GigaCloud также отвечает за разработку продуктов. Но в идеале в крупных компаниях для этого создают отдельный пост продуктового директора CPO (Chief Product Officer).
CPO отвечает за продукт как таковой, за маркетинговые и продажные составляющие. И часто CPO и CTO вынуждены искать компромиссы — ведь CPO знает, куда должен двигаться продукт, какие фичи в нем должны появляться, а СТО понимает, есть ли у компании ресурсы и технологические возможности реализовать эти фичи в том виде, в каком хочется CPO.
Кто такой CIO
CIO (Chief Information Officer) — это IT-директор. В сервисных компаниях отвечает всего в IT-компании: от технической поддержки рабочих мест до стратегии технологического развития. Чаще всего на него ложится роль CISO (Chief Information Security Officer).
В продуктовых компаниях его основной фокус — внутренние IT-системы. Он отвечает за то, как IT помогает бизнесу зарабатывать, оптимизирует расходы IT, внедряет все политики диджитализации и информационные технологии внутри компании.
Два — лучше одного
Компания, которая не создает отдельной должности для СТО/СDTO, возлагает эти функции на СIO, будет развиваться медленнее, ей нужно будет всегда преодолевать нежелание вводить изменения в хорошую рабочую систему.
В CIO всегда будут бороться два начала — желание достичь технологической стабильности и желание бизнеса что-то изменить, чтобы зарабатывать больше. В одном человеке это очень сложно соединить, потому важно разделить эти роли. У них совершенно разные KPI, важно, чтобы они не противопоставлялись друг другу. Если все задачи возложить на одного человека, это приведет к полному выгоранию.
Разделение ролей на CTO, CIO и руководителя отдела Delivery дает GigaCloud возможность сконцентрироваться на развитии преимуществ украинского бизнеса перед техгигантами типа Azure, Microsoft или Amazon. К примеру, с нами гораздо оперативнее можно подтюнить и изменить любые особенности архитектуры. В то время как на согласование с глобальными компаниями могут уйти недели.
Мы в очень близком контакте с клиентским бизнесом, помогаем производить адаптацию в архитектуре той или иной информационной системы клиента максимально оперативно. Это касается и технической документации, и работы техподдержки на родном языке, и многое другое. Одному человеку было сложно все это реализовать. А так каждый отвечает свои участки работ и может это делать быстрее и качественнее.
CTO больше отвечает за то, чтобы новые продукты внедряли, добавляли, технология не останавливалась, а компания успевала за рыночными трендами.
Чему учиться и что читать при переходе на C-level
Инженер, наверное, имеет техническое образование, возможно, менеджерское. И к этому важно добавить бизнес-образование — не столько академическое, сколько практическое.
Сейчас, когда я уже занимаю эту позицию, я понимаю, что мне полезны профессиональные курсы, чтобы немного изменить ход своих мнений. И это главный челлендж, когда ты переходишь на новый, руководящий уровень — тебе нужно уже читать не технические книги, а те же книги о бизнесе, которые, возможно, тебе раньше не нравились, — с очень высокопарными словами.
Чем больше таких книг прочтешь, тем больше оттуда возьмешь и ближе будешь к бизнесу и его сути. Вот список книг, которые помогли мне стать менеджером C-level.
«Цифровой вихрь. Как побеждать диджитал-новаторов их оружием»
Майкл Уэйд, Энди Норонха, Джефф Лаукс, Джеймс Маколей
Руководители Google, Apple, Alibaba и других крупных мировых компаний рассказали в этой книге, как с помощью диджитал-технологий им удается удерживать свои позиции и ежегодно совершать прорывы.
Авторы книги подробно анализируют все этапы и составляющие процесса взаимодействия компании — поставщика аутсорсинговых услуг и клиента: подготовку и подписание контракта, передачу ИТ-активов, обеспечение работы персонала, оценку выполнения заказа.
«Как работает Google» Эрик Шмидт, Джонатан Розенберг, Алан Игл
Глава совета директоров Эрик Шмидт и вице-президент Google Джонатан Розенберг раскрывают секреты, как им удалось построить крупную компанию.
«Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман
Книга впервые издана в 1995 году, но она до сих пор остается бестселлером. Она переведена на 40 языков, и в одних только Соединенных Штатах продано более 5 миллионов экземпляров.
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры» Джон Кинг, Дэйв Логан, Гели Фишер-Райт
Эта прорывная книга, основанная на серьезном 10-летнем исследовании, поможет создать в компании сильную корпоративную культуру, даже если она была агрессивной и разрушительной.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Профессии в IT. Кто такие тимлиды, что они должны знать и как их оценивать?
Большинство молодых айтишников с первых дней работы мечтают вырасти до сеньора и стать тимлидом, менторить джунов и помогать команде решать сложные задачи. Однако какими именно компетенциями должен обладать тимлид, что уметь и где учиться — вопрос для многих открыт. Чтобы прояснить эту ситуацию, мы пообщались с Solutions Architect в компании DataArt Дмитрием Куперманом, уже много лет занимающимся асесментом тимлидов в компании: проводит интервью и оценивает подготовку и опыт коллег и кандидатов.
«Менеджмент не заканчивается на словах Agile или Kanban"». Кто такой Project Manager и как им стать
Желающих войти в IT с каждым днем становится больше. Однако большинство потенциальных айтишников оказываются перед сложным выбором: кем стать, чтобы работать в сфере информационных технологий. dev.ua начинает новую рубрику, в которой будет рассказывать, какие специальности в украинском IT есть, что делают конкретные специалисты и где учиться, чтобы стать айтишником.
Сегодня о профессии Project Manager рассказывает опытный PM в EPAM Яна Стильчук,
«Руководство понимало: война начнётся». Облачный провайдер о работе во время войны
24 февраля началось для всех с одной новости. Для облачного оператора GigaCloud это значило еще одно — нужно обеспечить работу клиентских сервисов и помочь зарезервировать данные тем, кто этого еще не сделал.
GigaCloud — это основная или резервная площадка для тысяч сервисов. Среди них: Дiя, ProZorro, крупные банки, производства, медицинские сервисы и многое другое. Для ребят из техподдержки термины «критическая инфраструктура» и «критический сервис» — обыденность. А для пользователей — неработающие банковские карты, аптеки и магазины, если критический сервис «упадет».
dev.ua поговорил со специалистами техподдержки GigaCloud Андреем и Александром, а также с руководителем отдела Сергеем о том, как они работали во время первых обстрелов и сирен, и что изменилось в их работе за последние три месяца.