💳 Потрібна європейська картка з лімітом 50к євро? Встановлюй Trustee Plus 👉
Марія БровінськаВойти в IT
23 августа 2022, 15:00
2022-08-23
Мануал для джуна. Что нужно знать начинающему, чтобы устроиться маркетологом в IT-компанию: 30 вопросов и советы от опытного специалиста
Джунов, которые ищут работу, проходят кучу собеседований и получают отказы вместо офер, во время войны стало больше. А все потому, что к собеседованиям необходимо тщательно готовиться. dev.ua начинает серию материалов о том, что нужно знать джунам для прохождения собеседования и получения вожделенного офера от первого работодателя. Маркетинг специалист IT-компании Universe Екатерина Скрипка рассказала, что нужно знать и как удачно пройти собеседование в IT-компанию начинающим маркетологам.
Джунов, которые ищут работу, проходят кучу собеседований и получают отказы вместо офер, во время войны стало больше. А все потому, что к собеседованиям необходимо тщательно готовиться. dev.ua начинает серию материалов о том, что нужно знать джунам для прохождения собеседования и получения вожделенного офера от первого работодателя. Маркетинг специалист IT-компании Universe Екатерина Скрипка рассказала, что нужно знать и как удачно пройти собеседование в IT-компанию начинающим маркетологам.
Маркетинг-путь
Мой путь в маркетинге начался четыре года назад с ассистента маркетолога, где я стремительно приобретала опыт по модели learning by doing. Агентский опыт дал мне возможность попробовать разные позиции: стратега, РРС специалиста, аналитика, бухгалтера, Customer Support и Success менеджера.
Там я вела разные бренды на украинском и международных рынках: США, стран Персидского залива и Европы. Агентский опыт дал мне очень ценные навыки и кросс-функциональность, однако от агентства к агентству специфика работы не менялась.
Так я поняла, что пора двигаться дальше, чтобы расширять сферу своих компетенций вне агентства.
Начался процесс рассмотрения различных вакансий на рынке и направление, куда больше всего хотело попасть, была именно продуктовая IT-компания. Именно здесь маркетолог несет полную ответственность за весь цикл работы с продуктом и видит прямое влияние на его развитие.
Кроме этого, в маркетинге меня всегда привлекали динамичность, постоянный спрос на профессию и возможность удаленно работать в любом уголке мира. Например, жила на Шри-Ланке, а сейчас нахожусь в Турции и на ремоуте работаю в IT-компании Universe, у которой есть два направления — создание приложений-утилит и развитие собственного R&D-центра. За четыре года мы достигли третьего места в мире как паблишер утилит по доходу, а нашими приложениями пользуются сорок миллионов пользователей по всему миру.
Мне не с первого раза удалось попасть в IT-компанию, поэтому в этом материале я поделюсь собственными инсайтами для тех, кто давно задумывался об изменении сферы своей работы, но не хватает уверенности.
Критерии выбора работодателя
Главные факторы выбора работодателя для меня были:
позиционирование компании, ее миссия и ценность для общества;
украинское происхождение компании. Во время войны остро чувствовала потребность быть среди украинцев и помогать своей стране;
вызовы и интересный продукт;
возможность карьерного и финансового роста в ближайшие два года;
совпадение ценностей с командой и экологические отношения.
Подготовка к интервью
Готовиться к интервью я начала еще до начала войны в середине января, но офер получила в середине апреля. В общем, если исключить период, когда компании поставили на холд все вакансии, поиск новой занял у меня около полутора месяцев с учетом интенсивного прохождения собеседований, я прошла их более тридцати.
У меня были четкие фильтры для выбора — B2C компании, работающие над разработкой мобильных приложений для IOS, а также интересовала ниша Health&Fitness. Также я общалась с компаниями, для которых мой опыт B2B SaaS (программные решения для удовлетворения потребностей бизнеса) был ценным, однако я все равно подсознательно более склонялась к компаниям, работающим над мобильными приложениями.
Этапы у всех компаний были достаточно типичны:
скрининг с рекрутером;
техническое интервью;
тестовое задание;
финальная встреча.
Чек-лист маркетолога подготовки к собеседованиям
Ваша стратегия подготовки к интервью может разниться в зависимости от опыта. Если вы человек с опытом в маркетинге более года, я рекомендую подготовить кейсы. В CV маркетолога — это нечто похожее на портфолио дизайнера. В маркетинге все измеряется, и ваш опыт не исключение.
Нормально описывать успехи и неудачи в кейсах, потому что это формирует ценность вашего опыта.
Важно, чтобы опыт был реалистичным, это будет фактором успешного закрытия вашего испытательного срока в компании. Справились ли вы с задачами так, как об этом заявляли в собственных кейсах, потому что ожидания будут сформированы именно на вашем самоанализе и портфолио.
Формальные этапы подготовки:
1. Подготовка кейсов. Краткие результаты вашего опыта в 2-3 кейсах в цифрах.
Формирование CV. Кастомизируйте его под позицию на которую подается: если B2B сектор — опишите опыт, релевантный именно для этой ниши, это касается и кейсов.
Подготовка cover letter. Почему вы посылаете СV именно в эту компанию, чем вы можете быть полезным, опишите вашу мотивацию.
Опциональные этапы, которые могут повысить возможность прохождения интервью:
Подготовка к самопрезентации. Краткое интро о себе, вашем карьерном пути, мотивацию и причины увольнения из предыдущей компании, достижения. Например, у меня есть табличка, где структурирую всю эту информацию. Также готовлюсь к самопрезентациям и с ораторской точки зрения: у вас на интервью фиксированное количество времени, за которое вы должны раскрыть себя с лучших сторон и заявить о себе. Чем лаконичнее, четче и увереннее это будет — тем лучше.
Психологическая настройка. По моему мнению, это очень важная часть подготовки к интервью — быть готовым, что твой опыт будут оценивать как технически, так и софтово, быть готовым к ответу на стрессовые вопросы и решение задач устно и во время интервью.
Скрининг резюме
Скрининг — ваш первый контакт с компанией, когда вы отправляете свое резюме и ждете ответа рекрутера. С одной стороны, это самый короткий и самый легкий этап, а с другой — он требует от вас вероятно наибольшей подготовки.
Резюме следует адаптировать под требования каждой из компаний, куда вы его отправляете. Оно должно быть структурировано в правильном формате (моя рекомендация — pdf, чтобы его было удобно открыть с любого устройства) и сфокусировано на результатах ваших прошлых мест работы.
Кроме резюме, на этом этапе следует уделить время общению с рекрутером. Например, в Universe это нечто похожее на короткое интервью, в котором вы должны четко рассказать о своей мотивации, результатах работы и определить перечень своих достижений.
Принимая во внимание эти два этапа, нанимающий менеджер выбирает, пропускать ли вас дальше. Цель этого этапа — составить первое впечатление перед рекрутером и понять вашу взаимную заинтересованность друг в друге.
Техническое интервью и 30 must know вопросов
По техническому интервью я общалась с руководителями направлений и своим прямым руководителем. Главной целью тестовой задачи является проверка технических навыков и хода ваших мыслей в решении задач.
Я заключила для примера 30 потенциальных вопросов маркетологу на собеседовании в IT. Но важно отметить, что не все можно услышать на одном интервью.
Поскольку закупка трафика в разных компаниях происходит чаще всего на двух платформах — META и Google. Поэтому предлагаю рассмотреть потенциальные вопросы, основываясь на этом.
Блок Google
Расскажи о принципе аукциона в Google.
Что ты знаешь о Quality Score аккаунте? Какие его составляющие?
Все о типах кампаний и их назначении. Какими метриками оценивать эффективность.
Существуют стратегии назначения ставок в системе Google (target ROAS, target CPA). Приведи примеры их применения.
Что ты знаешь о технических ограничениях системы (например, какие стратегии доступны в Universal App Campaign. Спойлер — там их меньше, чем у других).
Расскажи о keywords modifyer и примерах, как они работают.
Типы бюджетов: СВO (бюджет на кампанию) VS ABO (бюджет на адсет). Для каких целей подходит.
Принципы таргетинга и его влияние на стоимость закупки (Facebook обычно продает более широкую аудиторию по более низкой цене)
Аудиторное сечение. Как сосчитать, как избежать.
Принципы группировки в закупке (по TIER, по маржинальности, по языковому принципу)
Тестирование креативов и их оценка.
A/B тестирование.
Настройка ивентов в Events Manager.
Оптимизационные меры. Снижение стоимости закупки.
Общий технический блок
Вопросы на понимание метрик и их корреляции (CPM, CTR, CPC, CPI, CR).
Что такое каннибализация трафика и как с этим работать?
Что такое атрибуция и как оценивать эффективность каналов закупки.
IOS 14+ изменения в покупке трафика. SKAN атрибуция и принцип ее работы.
Google Tag Manager. Умение настраивать теги и триггеры, передавать их в разные системы.
Принципы работы Exel (функции VLOOKUP и знание Pivot Table для анализа выгрузок).
Какими сервисами для анализа конкурентов пользоваться? (App Magic, Sensor Tower, App Anie, Asodesk).
На мой взгляд, самые удачные тестовые задачи в компаниях, где задачи наиболее схожи с реальными ежедневными делами маркетолога. Это составляет полную картину зоны ответственности специалиста и можно на этом этапе самому себе честно ответить, будет ли интересно заниматься этим.
Хард-скилы маркетолога:
Навыки рессорки. Умение производить качественное исследование и анализ конкурентов, искать способы экспансии на рынке. Пример задачи: провести конкурентный анализ мобильного приложения и выбрать страны для выхода на рынок. Объяснить, почему именно эти страны.
Стратегическое мышление и формирование тактики закупки трафика. Пример задачки: подготовить маркетинговую стратегию выхода на рынок нового продукта. Предложить структуру закупки трафика по каналам и методы заслуги целевых метрик (тактика).
Математические навыки. Например, сосчитать маржинальность, доход с пользователя. Пример задания: компания дает вам вводные данные, ваша задача рассчитать сумму инвестиций для достижения окупаемости продукта.
Аналитические навыки. Анализ результатов закупки и определения действий, которые необходимо предпринять для оптимизации ROI. Пример задачи: компания предоставляет данные в виде таблички, ваша задача — определить наиболее эффективную кампанию или креатив, описать ход мыслей и дальнейшие шаги: остановить, масштабировать, оптимизировать.
Софт-скалы маркетолога
Из неочевидных скилов, которые пригодятся маркетологу:
Знание психологии. Маркетинг должен закрывать потребности здесь и сейчас, об эмпатии к пользователям, понимании их «более» и поведении.
Умение жить в динамическом хаосе и балансировать между разными факторами. В течение дня у маркетолога проходят аукционы на платформах и поступают регулярные обновления политик Apple или может корректироваться продуктовая стратегия. Очень важно даже в такой динамике структурировать и держать фокус.
Выдержка и холодный разум. Маркетологи в продуктовых IT-компаниях несут ответственность за большие бюджеты ежедневно, поэтому важно принимать решения без эмоций.
Экологичность в общении с коллегами. Маркетолог в течение рабочего дня общается с большим количеством людей — продакт менеджеры, креативные маркетологи, партнеры по платформам, с которыми сотрудничает компания (META, Google, Tik Tok и т. д.). Поэтому очень важно сохранять доверительные отношения, ведь от работы каждого зависит успех.
Баррейзинг
Баррейзинг — это процесс, в ходе которого вы общаетесь с не заинтересованным специалистом по техническим и софтовым скилам. Это дополнительная проверка коллеги по объективной оценке специалиста. Ведь наемный менеджер часто хочет побыстрее закрыть вакансию, пренебрегая какими-то слабыми сторонами специалиста.
Этот этап далеко не в каждой компании, но мне кажется — он очень полезен для двух сторон. У кандидата есть возможность познакомиться с членами команды, а для компании — избежать ошибочного найма.
#Всратівакансії. ТОП-5 предложений о работе, над которые высмеивают айтишники
Количество вакансий в IT с началом войны сократилось, но шедевров среди них не стало меньше. dev.ua обычно попросит дизайнера Анну Лазурко, которая регулярно публикует в своем LinkedIn вакансии со странными и корявыми описаниями и требованиями, делать подборку из таких «шедевров». Вот здесь можно почитать первую, вторую и третью подборку.
Нынешняя подборка создана dev.ua с помощью хорошо известного в LinkedIn хэштега #сратовакансии. Наслаждайтесь!
«Я выгорела настолько, что уже не могла смотреть на компьютер». История QA-инженера о больших деньгах, нелепых покупках, выгорании и дауншифтинге
Хмельницкая Елена Шелина ― айтишница, которая настолько выгорела на работе, что решила покинуть IT-сферу и коренным образом изменить свою жизнь. За 9 лет работы в IT девушка прошла все ступени карьерного роста, сменила несколько компаний и даже направлений. Но проснувшись однажды утром, решила, что больше не сможет выполнять свою работу качественно. Девушка переехала в деревню, завела хозяйство и полностью сменила профессию. Рассказываем ее историю.
«Вряд ли можно верить фидбекам компаний». Тестовое в IT: делать или не делать? Отвечают айтишники
Дизайнер Анна Лазурко пожаловалась в LinkedIn, что ни одна компания, в которую она делала тестовое, не предоставила фидбек по ее просьбе или без него. «Получили, заигнорили на неделю-две, а затем „двигаемся с другим кандидатом“. Это вообще единственная фраза, которой мне отказывают. Как понять, что ты делаешь что-то не так и не то, когда нет ни одного фидбека?» — спросила разочарованная специалист.
112 отзывов на вакансии, $100 за тестовое и работа мечты. История модели из Луцка, которая объездила полмира, из-за пандемии изменила планы и теперь учит IT других
Надя Адамович — в прошлом успешная модель. Но из-за пандемии сорвалась контракт на работу в Китай, поэтому Надежда вынуждена была работать таргетологом, сушисткой, а потом решила пойти в IT. Сейчас девушка — UI/UX Designer, заочно учится на факультете международно-экономических отношений в Луцком политехническом институте и работает ментором в Mate academy. Рассказываем ее вдохновляющую историю.