Захищай кіберпростір, вивчай Cybersecurity management в SET University
Марія БровінськаВойти в IT
23 июля 2021, 08:47
2021-07-23
“Я бы сказала судьбе спасибо”. Исповедь преподавателя, вошедшего в IT
Наталье Касперович 40 лет. Она — Head of Quality в украинской компании Rocket. Недавно исполнилось 8 лет с тех пор, как она, бывший преподаватель вуза, вошла в IT, осмелившись сделать в жизни крутой поворот. Наталья уверена, что IT — не только для молодежи, в этой сфере себя может найти каждый. Вот ее история.
Наталье Касперович 40 лет. Она — Head of Quality в украинской компании Rocket. Недавно исполнилось 8 лет с тех пор, как она, бывший преподаватель вуза, вошла в IT, осмелившись сделать в жизни крутой поворот. Наталья уверена, что IT — не только для молодежи, в этой сфере себя может найти каждый. Вот ее история.
Слезы рекрутеров. Какие IT-специалисты в супер-дефиците: топ вакансий
Сначала были студенты и Норвегия
Я закончила факультет электроники Национального авиационного университета, получив квалификацию инженера-радиоэлектроника. Не радиоэлектронщика, а именно — радиоэлектроника! Затем восемь лет преподавала в альма-матер на кафедре технических средств защиты информации.
Но судьба распорядилась так, что по семейным обстоятельствам мне пришлось перебраться в Норвегию. Там я прожила полгода и вернулась в Украину.
Естественно, первоначальная идея при поиске работы была в том, чтобы вернуться снова на кафедру. Но мое место преподавателя было уже занято, поэтому пришлось искать новую работу.
Украинец рассказал о работе в Netflix. 10 главных тезисов из интервью
Давние связи
Говорят, если не знаешь, чем заняться, посмотри вокруг. И я последовала этому совету. Я оставалась на связи со многими своими студентами. Поинтересовавшись, а чем же, собственно говоря, мои бывшие студенты нынче зарабатывают себе на хлеб, съемные квартиры и новые айфоны, открыла для себя новый мир.
Оказалось, что многие ребята пошли в IT, а именно — в QA (quality assurance). Подумалось, что если они смогли, то и мне такая работа посильна. И я начала интересоваться этим направлением.
Немного вникнув в тему, попросила ребят отправить мое резюме своим HRам.
Долго ли коротко ли, но это сработало. Одна из моих бывших студенток организовала интервью в своей компании на позицию QA trainee. И я прошла собеседование.
Кстати, во время собеседования меня спросили, не будет ли мне некомфортно работать под началом своей же бывшей студентки и насколько быстро я готова обучаться. Ведь IT, а особенно стартапы — это не просто о динамике, это о сумасшедшей динамике, которая с моим размеренным преподавательским ритмом вязалась мало.
Но выбора у меня особенно не было, и я решила пробовать. Вот так и попала в IT.
Из беларуского легпрома в компанию Ким Кардашьян. История бывалого айтишника Юрия Великанова
Карьерная лесенка
Фото — из личного архива Натальи
Компания, которая ввела меня в IT, называлась Mustardlabs. Она до сих пор существует. Мои первоначальные заработки на позиции QA trainee были около $500 в месяц. И, хотя в точных цифрах зарплату доцента вспомнить сложно, но те полтысячи долларов были очень приличным заработком. Это было существенно больше, чем платили в университете. К тому же это был 2014-й год. Доллар вырос в три раза за очень короткий срок. Для моего финансового положения на тот момент это было весьма удачно. Чего, конечно, не скажешь обо всей Украине.
В Mustardlabs четыре года пролетели быстро. Я доросла до Senior QA и ушла в другую компанию. Схантили меня в Ciklum на проект Derivco. Мы работали над админпанелью для управления бонусами пользователя на основе его поведения во время онлайн игры. Это был чистый веб-проект, и делали мы его с нуля. Перестроиться поначалу было сложно. Но не столько из-за специфики проекта, сколько из-за совершенно новых для меня процессов в компании. Но, помимо стрессов, были и хорошие новости.
Ракеты для рассеивания облаков. Или как украинец контролирует осадки
Во-первых, в противоположность практически полному отсутствию налаженных процессов в стартапе, наличие таковых в новой компании давало явный положительный результат. Во-вторых, с приходом в Ciklum моя зарплата увеличилась до $2500, что было на 700$ выше, чем я зарабатывала в Mustardlabs.
Моя третья компания ― Intellectsoft, где мы разрабатывали проект для большой норвежской строительной корпорации AFGruppen (вот где судьба настигла!). Проект был сложный, но, с технической точки зрения, очень и очень интересный. Там были микросервисы, мобильные и веб- приложения.
И вот теперь я в Rocket уже чуть больше года. Моя зона ответственности — это оптимизация процессов, которые влияют на качество конечного продукта. И, уверена, что мой путь в айти будет еще долгим и интересным.
Куда движется IT?
Фото — из личного архива Натальи
Я искренне полюбила сферу, в которой работаю. Вы не услышите от меня фразы «раньше было лучше». Потому что раньше было одна конъюнктура рынка, теперь — другая. Развитие IT сферы в Украине диктуется мировой экономикой и множеством сопутствующих факторов. Это обычная адаптация.
Да, сейчас IT-индустрия в Украине нацелена на аутсорс. Да, от многих экспертов я слышу, что у нас в стране нет внутренних заказчиков на качественный IT-продукт. Тем не менее, именно в Украине и именно ребята, которые эволюционировали из аутсорс компаний, создали Grammarly, MacPaw и Rocket в том числе.
И это здОрово!
На мой взгляд, за последние годы, рынок сдвинулся в сторону предоставления онлайн-услуг и сервисов. Что ожидаемо. И коронавирус стал только дополнительным толчком. К этому и так все шло. Это и маркетплейсы, и онлайн «чатилки-звонилки», и банковские онлайн услуги…
И это круто, потому что возможностей попасть в IT или найти более интересный проект стало больше. Просто потому, что этот рынок в Украине сейчас растет как цунами. И да, конкуренция растет, что неплохо. Здоровая конкуренция — это путь к выживанию и эволюции.
Я не слишком верю в судьбу, но если б верила, то сказала бы этой дамочке — «спасибо».
А если IT ― это мыльный пузырь или стеклянный потолок?
Фото — из личного архива Натальи
Я уверена, что IT не исчезнет. Вы видели статистику по наиболее востребованным профессиям на следующие 50 лет? Количество айти специалистов будет только увеличиваться. Так что айти если и умрет, то точно после меня. Но я всегда могу вернуться к преподаванию ― делиться знаниями и опытом со студентами. Но уже в другой сфере. У меня уже достаточно опыта и точно есть, чем поделиться с интересующимися.
Привет, стеклянный потолок? Будут ли расти дальше зарплаты айтишников
Чтобы что-то изменить, нужно рисковать. Многие просто не готовы, например, сменить страну проживания или уйти в какой-нибудь стартап. Или вообще сменить направление.
Потому что есть риск потерять привычный уровень доходов. Что касается меня, то — нет. У меня нет ощущения что стеклянный потолок приближается.
Если бы меня спросили, что посоветовать тем, кто в 30-40-50 лет хочет войти в IT, но не может осмелиться, я бы ответила: «Пробуйте. Но знайте, что придется много и тяжело работать. В том числе — и над собой». Но у людей в таком возрасте за плечами уже есть некий жизненный опыт и внутренняя дисциплина, а это — очень большое преимущество, поверьте!