«Нашими первыми соседями были бездомные». Как владельцы «Планеты Кино» создали IT-компанию и что из этого вышло

«У нас был зоопарк проектов и подрядчиков, который нужно было как-то систематизировать». Такими словами сооснователь сети кинотеатров «Планета Кино» Дмитрий Деркач начинает свой рассказ об IT-компании IWIS, которую он создал с партнерами Андреем Шпигом, Евгением Медведским и Кристианом Бояром четыре года назад. 

«Нашими первыми соседями были бездомные». Как владельцы «Планеты Кино» создали IT-компанию и что из этого вышло

«У нас был зоопарк проектов и подрядчиков, который нужно было как-то систематизировать». Такими словами сооснователь сети кинотеатров «Планета Кино» Дмитрий Деркач начинает свой рассказ об IT-компании IWIS, которую он создал с партнерами Андреем Шпигом, Евгением Медведским и Кристианом Бояром четыре года назад. 

О том, что Деркач ― совладелец IT-компании известно немногим. Публично об этом бизнесе он стал говорить совсем недавно, поскольку, признается предприниматель, не мог отделаться от мысли, что IWIS ― всего лишь эксперимент. 

Но, если порыться в реестрах, то видно, что оборот компании за 2020 год составил 22,4 млн грн (в 2019-м 17,8 млн грн), чистая прибыль ООО «Айвис Украина» в 2020 году перевалила за миллион, а в 2019-м году составляла 860,4 тыc. грн. Поэтому эксперимент удался. Все четыре партнера в проекте равноправны ― у каждого по 25% компании (хотя изначально они были разделены непропорционально ― у Евгения и Кристиана по 20%, у Дмитрия и Андрея ― по 30%). 

На фото — Дмитрий Деркач, Кристиан Бояр, Евгений Медведский, Андрей Шпиг. Коллаж — dev.ua

dev.ua встретился с Дмитрием и Евгением, чтобы расспросить о том, зачем они вошли в IT и чем собираются удивлять мир. 

Сложное киношное IT

Начнем с предыстории. Дмитрий и «Планета Кино» появились друг у друга в 2012 году, через шесть лет после основания сети. Основал этот бизнес его друг и сын партнера по бизнесу отца Дмитрия Андрей Шпиг с партнером Натальей Байдан. «Андрей был единственным инвестором и в 2012 году искал инвесторов для расширения бизнеса. Он обратился к моему отцу (Александру Деркачу, совладельцу компании «Молочный альянс» и клиники «Обериг», его партнером был Федоро Шпиг), а уже отец предложил мне войти в управление «Планетой», ― рассказывает Дмитрий. 

Так в 2012 году Дмитрий выкупил 50% бизнеса у Андрея Шпига и стал совладельцем «Планеты Кино».  

Когда Дмитрий пришел в компанию, у «Планеты Кино» уже был огромный запрос на IT-составляющую и множество разработок, IT-систем, сложная инфраструктура. При этом разными проектами занимались разные подрядчики, частично IT-потребности закрывались внутренними силами компании.

«Партнер разрабатывал софт для продажи билетов, попкорна в барах, на нашей стороне были фронтенд сайта,  мобильное приложение и CRM-система», ― рассказывает он. 

Сайт разрабатывала и поддерживала до 2013 года студия Артемия Лебедева, и за каждой доработкой или обновлением приходилось обращаться к его кодерам. За онлайн-продажи билетов и тикетинговый софт платили другому подрядчику. Третий подрядчик делал приложение, а CRM и программу лояльности обслуживала четвертая компания. 

«Весь этот зоопарк между собой коннектился очень плохо ― данные постоянно терялись, что-то вылетало. Мы это не контролировали и не могли управлять», ― признается Дмитрий. 

В IT-команде «Планеты Кино» к тому времени был один сисадмин и диджитал-маркетолог, который работал и за SMM, и за таргетолога, и за продакт-менеджера. И Шпиг с Деркачем решили собирать свою IT-команду. 

Без дресс-кода

Евгений Медведский вспоминает, что на собеседование в «Планету Кино» его отправил бывший руководитель. Тогда Евгений работал в структуре корпорации «УкрАвто» IT-руководителем. Но он все же решил посмотреть, что могут предложить в кинотеатре.

«Я увидел Диму и Андрея и понял, что мне больше не нужно будет придерживаться дресс-кода и быть зажатым в рамках корпорации. Это был один из решающих факторов, чтобы я согласился сменить работу», ― признается он.

Затем в «Планету Кино» Евгений пригласил опытного devops-специалиста Кристиана, с которым его связывали прежние места работы. «Сначала он не хотел идти, но в итоге мы его переманили, и он настолько погрузился в процесс, что зачастую уходил с работы в 21.00 вместо 18.00», ― рассказывает Медведский. 

Задач для новых сотрудников в компании было немеряно. Трансформировать IT-инфраструктуру начали с хардверной части ― сетей и железа. «У нас не было единой сети, все было на кустарных решениях. Мы купили старые промышленные решения, инвестировали в IT на тот момент $50 000, и стали понемногу строить систему, заменяя локальные сервера в каждом кинотеатре», ― вспоминает Дмитрий. 

Следующим шагом большой трансформации стало написание своими силами CRM ― это решение позволило сэкономить на использовании Microsoft Dynamics CRM, который на тот момент было очень дорого поддерживать и кастомизировать. «Но это оказалось верхушкой айсберга, которая тянула за собой перестройку всей сети», ― говорит Евгений.

Он по крупицам и по мере выявления проблем собирал команду будущей IT-компании. «Это были в основном project managers, IT-аналитики, которые могли составить техническое задание, управлять проектами и управлять подрядчиками», ― говорит он. Разработчиков в «Планете Кино» не было до 2015 года. 

В итоге за пять лет работы у сети кинотеатров появился собственный тикентинговый софт, новый сайт, обновленное мобильное приложение, аппка для заказа еды, сканеры билетов, а также сквозная для сети бонусная система в рамках программы лояльности и инструмент для генерации промокодов. Все эти решения, по словам Деркача, помогали экономить деньги. А одно из них ― мобильные сканеры для билетов ―  в «Планете Кино» появились раньше всех на рынке, а не только среди конкурентов.

«На тот момент существовало решение для промышленных сканеров, но нам нужно было, чтоб они были мобильные, недорогие.  Тогда на рынке их не было в принципе и нам пришлось самим все разрабатывать», ― делится Дмитрий.

Евгений уточняет, что билеты печатались на бланках строгой отчетности, и они были не дешевыми ― 1,2 грн за штуку. «Мы, по идее Андрея и Димы, начали печатать билеты на термопринтере, а чтобы их верифицировать, решили использовать технологию, которую Андрей как-то увидел в США», ― рассказывает он. Это были специальные накладки на iPod. Но устройство сначала обрабатывало каждый штрихкод 15-20 секунд, что приводило к очередям и недовольным клиентам. Эту проблему очень быстро устранили, но возникла еще одна — сотрудники кинотеатров не хотели обучаться, боялись испортить устройство. Но все эти сложности удалось побороть и реализовать все задуманное. 

Как появился IWIS

К 2017 году в IT департаменте «Планеты Кино» уже работало 17 человек. Но Евгений терял интерес к происходящему. «Как-то на шашлыках в 2017 году я разоткровенничался с другом о том, что мне не хватает драйва, динамики. Я собирался уходить, пришел к Диме с Андреем и честно рассказал об этом. Но оказалось, что нужно строить проектный офис, и я пообещал, что за полгода сделаю и уйду», ― вспоминает Медведский. 

Шпиг и Деркач, не желая отпускать специалиста, предложили ему создать свою компанию.

«Мы решили, что будет правильно создать отдельную IT-компанию и отдать ей поддержку всего, что у нас есть. В то же время эта компания могла бы брать внешние заказы», ― вспоминает Дмитрий.

Евгений ушел думать. «Я вспомнил, что о своем деле ранее мы говорили с Крисом. И предложил сделать его четвертым партнером. Ребята согласились», ― рассказывает Медведский.

Так четверо партнеров и создали IWIS, первыми соседями по офису которой стали… люди без определенного места жительства. Дело в том, что первый офис IT-компании расположился в квартире на ул. Б.Хмельницкого. Но на лестничной клетке перед ней постоянно ночевали бездомные. «Мы не могли понять, как они туда залезают. И пошли на хитрость, чтобы это выяснить. Мы предложили денег за то, чтобы нам показали, как они туда залезают. Оказалось, потайной ход был в решетке, сквозь которую — я бы никогда не подумал! — может пролезть человек», ― рассказывает Евгений. Пролет решетки заварили, а бездомный, заработав свои деньги, больше не возвращался. 

К слову, название компании, по словам Медведского, расшифровывается как Inspiring work incredible solution. Изначально «Планета Кино» была основным клиентом компании. Сейчас же, по словам Евгения, ее доля едва ли достигает 1%, а доля всех дружественных бизнесов основателей сети составляет в портфеле IWIS около 5%. 

Не только достижения

Даже в уже системном и отлаженном IT-бизнесе случаются и провалы. И часто они ― из-за неотлаженных технологических процессов. «Планета Кино», которая и стала причиной возникновения отдельного IT-бизнеса у деркача и Шпига ― не исключение. По словам Дмитрия Деркача, самый большой факап в сети случился как раз с появлением своей разработки. «Люди в компании никогда не понимают, почему все айтишные запросы обрабатываются медленно. У нас было много разных вариантов, как эту проблему уменьшить. Женя постоянно искал решения», ― рассказывает он.

Сначала все задачи ставили Шпиг и Деркач ― они априори считались приоритетными, но остальным задачам просто не было места. А с развитием крупных проектов начали поступать точечные вопросы от сотрудников разных отделов, и начались конфликты. «Женя предложил решение ― еженедельное собрание, на котором пришедшие сотрудники сами голосовали за приоритезацию задач для разработки. На доске писались все задачи, которые на доске записывали заинтересованные сотрудники, а затем за них голосовали. Объяснить всем, что это лимитированный ресурс, который стоит много денег, было крайне тяжело», ― вспоминает Деркач. Такая демократия очень помогла, и сейчас по этому же принципу работает внутренний саппорт  «Планеты Кино».

Еще один пример ― международный факап из области IT еще до создания IWIS.

«С сайтом, который делала нам Студия Артемия Лебедева, были проблемы, и мы решили его переделать. Но чтобы это реализовать, нужно было либо переписать весь код на другом языке, либо идти к ним и просить, чтобы переписывали они», ― вспоминает Дмитрий. 

Это был 2013 год и поставленная задача так и не была выполнена ―  Лебедев выгнал за поддержку Майдана ребят, с которыми непосредственно работала «Планета Кино».  «Лебедев лично назвал Сашу Солонько и Глеба Петрова бандеровцами. Ребята создали свою компанию ― Mad Cats, и мы стали их первым клиентом, но в итоге сайт так и не запустили. Права на все предыдущие разработки остались у студии Лебедева. С Mad Cats мы успешно сделали наш ребрендинг. А лебедевцы из Москвы нам предлагали закончить проект. Мы отказались», ― говорит Деркач. Но сайт после этого успешно обновили и запустили с другим подрядчиком. 

Историй с провалами, признается Дмитрий, не перечесть. Например, приняв решение перевести систему централизованных продаж билетов на новую платформу, один из городов пришлось подключать буквально на ходу. Это решение было сознательным, хотя и очень рискованным, чтобы не откладывать запуск системы для всей сети на неделю. В ночь с воскресенья на понедельник новая система во львовских кинотеатрах просто не работала. «Нам нужно было практически поменять колесо на едущем по горной дороге автобусе, предусмотрев все нюансы, но вдобавок ко всему у нас был отдельный кейс — Львов. А все потому, что почти во всех кинотеатрах были в основном  модели кассовых аппаратов нового поколения, для которых мы сделали драйвер. А во Львове была модель кассовых аппаратов  предыдущего поколения, и под нее нужен был отдельный драйвер. Но мы быстро со всем справились», ― рассказывает Евгений. 

Вот еще история с мобильным приложением, которое «запороли» подрядчики с отличными рекомендациями. Дмитрий по совету друзей и коллег выбрал подрядчика, утвердил его без тендера. Но в итоге разработка оказалась непригодной к использованию.

«Полгода мы общались, много сил и денег вложили в проект. Но в конце концов прототип оказался просто кошмарным. Я написал страниц 50 замечаний к приложению, хотя мог сказать сразу, что приложение — полное говно. Мы тогда разругались, заплатили только за начальный этап», ― говорит он.

Обновить аппку «Планета Кино» смогла только спустя 1,5 года с помощью других подрядчиков ― компания Spiilka и Youshido ― уже через открытый тендер. 

Что такое IWIS сегодня

Сегодня IT-компания Деркача, Шпига, Медведского и Бояра ― это около 55 человек, из которых половина ― разработка. В компании, по словам Евгения, несколько направлений деятельности; экспертиза автоматизации BAS, веб-приложения, data science, разработка мобильных приложений, UX-дизайн, сильный проектный офис. 

«У нас очень много свитчеров ― людей, которые в прошлом могли не заниматься айти. Сейчас мы ищем около 10 специалистов, но расширение у нас есть двух типов ― и под конкретный проект, и просто в штат под будущие задачи. При этом среди потенциальных сотрудников могут быть не только олды и сениоры, но и джуны, которые тут растут», ― говорит Медведский.

Доля родственных, связанных с основателями, бизнесов в портфеле IWIS ― около 5%. И, рассказывает Евгений, клиенты в компанию приходят в основном по рекомендациям.

«В этом году мы решились на эксперимент и запустили рекламу в мобильных приложениях. Но ни одной сделки по полученным лидам в итоге не последовало», ― признается он.

Среди клиентов IWIS ― GoodWine, BAT, Скарбниця, а также стартапы из-за рубежа и консалтеры из «большой четверки». «За последние несколько лет увеличилось количество клиентов из ритейла, которым мы помогаем автоматизировать бизнес. Мы работаем со стартапами, например проверяли идею израильских разработчиков. Также были клиенты из Италии», ― делится Евгений.

По его словам, IWIS через пять лет должен стать системной структурированной компанией с офисами в Европе, например, в Милане и Берлине. «Необязательно большое количество сотрудников, как я думал несколько лет назад. Мы не монстр, но мы узнаваемы, и о нас рассказывают по сарафанному радио. Мы ― дружная команда, комьюнити. Мы работаем по рекомендации как IT-бутик, не супермаркет. Нам критично важно, чтобы проекты были интересны. Мы не строим компанию на продажу, мы делаем компанию для себя», ― говорит совладелец IWIS.

Медведский уверяет, что компания не работает с российскими компаниями.

«У нас была ситуация, когда мы отказались от сотрудничества с сетью кинотеатров из РФ, потому что это против наших правил», ― говорит он.

Дмитрий Деркач же видит себя в IWIS инвестором. Глобальная цель предпринимателей ― создать компанию-гривневого миллиардера. «Хочется создать стабильную, самостоятельную, прибыльную компанию, с хорошей репутацией, с высокой удовлетворенностью клиентов», ― говорит он.

Айтишник из Харькова построил финансовый сервис с оборотом в 15 млрд. Следующий шаг - Азия
Айтишник из Харькова построил финансовый сервис с оборотом в 1,5 млрд. Следующий шаг — Азия
По теме
Айтишник из Харькова построил финансовый сервис с оборотом в 1,5 млрд. Следующий шаг — Азия
Как сын владельца МХП Иван Косюк строит свою IT-империю. Почти история успеха не без разочарований
Как сын владельца МХП Иван Косюк строит свою IT-империю. Почти история успеха не без разочарований
По теме
Как сын владельца МХП Иван Косюк строит свою IT-империю. Почти история успеха не без разочарований
Илья Кенигштейн в трех частях. История основателя Creative States
Илья Кенигштейн в трех частях. История основателя Creative States
По теме
Илья Кенигштейн в трех частях. История основателя Creative States
Черняк плачет. ІТшник за год создал онлайн-супермаркет с гипермаржой
Черняк плачет. ІТшник за год создал онлайн-супермаркет с гипермаржой
По теме
Черняк плачет. ІТшник за год создал онлайн-супермаркет с гипермаржой

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал.

Читайте также

Зеленский: Доля IT-отрасли в ВВП Украины за два-три года увеличится до 10%. Что для этого нужно?
Зеленский: Доля IT-отрасли в ВВП Украины за два-три года увеличится до 10%. Что для этого нужно?
Зеленский: Доля IT-отрасли в ВВП Украины за два-три года увеличится до 10%. Что для этого нужно?
"Написал код для соцсети и решил сбежать из IT". История дипломированного программиста, который разочаровался в профессии
"Написал код для соцсети и решил сбежать из IT". История дипломированного программиста, который разочаровался в профессии
Александр Федотов 15 лет назад писал программы, разрабатывал социальные сети. Но решил не связывать свою жизнь с кодами, взамен предпочел заниматься маркетингом в консалтинговом агентстве «Ольшанский и Партнеры» — компании, которая является соорганизатором самой крупной IT-конференции Восточной Европы iForum. Вот его история.
Они сбежали в IT из разных профессий. 7 историй: от гида, геолога-взрывотехника, физика-ядерщика, доктора, лингвиста и археолога
Они сбежали в IT из разных профессий. 7 историй: от гида, геолога-взрывотехника, физика-ядерщика, доктора, лингвиста и археолога
Они сбежали в IT из разных профессий. 7 историй: от гида, геолога-взрывотехника, физика-ядерщика, доктора, лингвиста и археолога
Войти в IT — возможность, которая сегодня дана буквально каждому желающему. Мы уже писали о студентах, которые попали в сферу IT буквально со школьной скамьи, и о взрослых сотрудниках IT-компаний,  работающих в отрасли по четверти века. Однако немало интересных историй о людях, которые отказывались в пользу IT от профессий, полученные потом и кровью на протяжении многих лет. В сфере информационных технологий работают бывшие врачи, геологи, гиды… Dev.ua рассказывает их истории.
В Украине запустилась новая продуктовая IT-компания
В Украине запустилась новая продуктовая IT-компания
В Украине запустилась новая продуктовая IT-компания