«Контракт с Минобороны — это было бы мощно». Как движение мейкеров помогает приблизить нашу победу над россией
23 ноября 2022 года, во время очередной массированной атаки россии по критической инфраструктуре Украины, ракеты страны-террориста попали в одно из пространств мейкеров. Тогда было потеряно много техники, среди нее некоторые 3D-принтеры. К счастью, при попадании ракеты в здание в нем никого не было.
Мейкеры — это объединение людей, которые берут знания из открытых источников и пытаются создать что-то своими руками: от табуретки до вакцины против COVID–19. Для этого они организуют специальные центры — в формате полуандеграундных клубов, гаражей и отдельных центров. После начала полномасштабной войны мейкеры, в частности, направляют свои знания на помощь ВСУ. Как именно читайте в нашем материале.
Алексей Асанов работает в IT с 2015 года и сейчас занимает позицию Product Manager. С мая 2022 года он с единомышленниками занимается проектом KazhanSKY по изготовлению систем сброса для дронов.
В конце марта KazhanSKY выиграл 3D-принтер во время мейкерского фестиваля RepRaUA. О важности движения мейкеров в Telegram-канале отдельно рассказывал министр цифровой трансформации Михаил Федоров.
Партнером ивента стал проект «Армия дронов», начатый 1 июля прошлого года Генеральным штабом ВСУ и Минцифры. Это комплексная программа, в рамках которой запланирована системная закупка дронов, их ремонт, а также курсы обучения соответствующих специалистов.
В мае стало известно, что Министерство цифровой трансформации совместно с партнерами укомплектовало необходимым оборудованием восемь новых ударных рот БПЛА.
«Выигранный принтер поможет нам печатать еще больше полезного для военных. Довольно большая роль мейкеров в ходе этой войны, ведь моделирование и печать помогают быстро делать прототипы, валидировать их, изменять и улучшать», — говорит dev.ua Алексей Асанов.
Польза
«В фестивале принимали участие команды разного масштаба, работающие в оборонной сфере. Это был 3D-принтер закрытого типа с большой областью печати», — рассказал dev.ua Юрий Власюк, один из организаторов ивентов для мейкеров и основатель общественной организации Makerhub.
Сегодня он сосредоточен именно на организации событий. Говорит, что в этом случае такие события проявляют специалистов, которые нужны на оборонных проектах. И там они уже сами находят команды и выбирают приоритеты.
Юрий добавляет, что мейкерство — это вообще не о войне. И этому есть доказательство. Например, мейкер Александр Ром вместе с командой сейчас разрабатывает «Свежее дыхание» — «умное» окно к здоровой жизни. Устройство позволяет пользователю в автоматическом режиме управлять окном. Его можно будет совмещать с датчиками температуры и качества воздуха.
Это мнение мейкера прекрасно подкрепляет работа криворожского изобретателя Виталия Брызгалова. До 24 февраля он вместе с командой работал над электрогрузовиком собственного проектирования Coolon. «Электрогрузовик — это инвестиционный проект, и военные риски на сегодняшний день не позволяют европейским инвесторам рисковать. Мы рассматриваем потенциальную возможность вернуться в проект, если государство будет страховать военные риски», — сообщил изобретатель.
Недавно Виталий с коллегами создал беспилотник Cobra, буквально можно собрать как Lego.
Разработку команда провела бесплатно, а на материалы и оборудование пришлось собирать средства через донаты. В общей сложности сейчас потрачено около 250 000 гривен на изготовление БПЛА для тестирования и около 150 000 гривен на оборудование и старый бус для транспортировки.
Это уже второй военный проект Виталия. Первым и самым востребованным остается изготовление маневренных багги.
Потребности
Мейкерство — это движение энтузиастов: обычно это хобби, на которое ты тратишь средства и не зарабатываешь на нем. Но чтобы закрывать военные нужды, требуются значительные средства и материалы. Как с этим справляются мастера?
После 24 февраля Антон работает в конструкторском бюро и R&D-отделе ОО на волонтерских началах.
«Я здесь 24/7. Работа и личная жизнь для меня закончились в прошлом году 24 февраля», — говорит Антон. Пока молодого человека поглотила работа на победу Украины в войне, зарплату ему выплачивает IT-компания SoftServe.
Общественная организация Антона производит большой объем работ. Это изготовление системы для сброса (более 4000 штук уже отправлено на фронт), дистанционные «включатели», антидрон-ружья, системы удаленного управления артиллерийскими биноклями, разведывательные самолетики и т. д.
Он добавляет, что, разумеется, откуда берется цена продавцов в Украине, однако это не помогает иметь принтер в каждом доме. Что касается запчастей к принтерам, ситуация становится все лучше, но все же стандартные для индустрии комплектующие часто просто нереально найти, констатирует Александр.
Впрочем, есть большой плюс в наличии локальных производителей филамента и смол — они прекрасны. Monofilament, LBL и Plexiwire — это просто три кита моей печати, говорит инженер.
«Знаю, что есть проблемы с закупкой некоторого оборудования или комплектующих из-за границы. Не все продавцы хотят продавать, когда слышат, что это для ВСУ», — рассказал в комментарии dev.ua Александр Ром.
Для большого количества команд на проверку прототипа хватает простых комплектующих, но когда нужно делать первые серийные изделия, нужны закупки более дорогих и более надежных камер, приводов, плат управления.
По некоторым действуют экспортные ограничения стран-производителей. Некоторые просто нереально приобрести из-за бронирования контрактов определенными крупными игроками, и тогда приходится выкупать продукт и снимать с него нужные детали, пояснил Юрий Власюк.
Контракты
Финансовая сторона мейкерства может улучшить государственные заказы. Однако мы знаем, что даже сертифицированным производителям дронов не так легко получить контракты от Министерства обороны. Что уж говорить об отрасли, которая в первую очередь полностью построена на энтузиазме участников и общественных началах.
А что о потенциальном сотрудничестве с Минобороны думают сами мейкеры?
В более широком смысле, мейкерские активности не должны все и обязательно перерастать в бизнесы. Речь идет о складе мышления, о развитии навыка полагаться на себя и на сообщество и не бояться экспериментировать, пробовать варианты, учиться, говорит Юрий Власюк.
Что касается контрактов, то Юрий не успевает следить, кто из команд на каком этапе и насколько успешно сотрудничает с МО. «Есть определенные общеизвестные положительные оползни, например по растаможке широкого спектра запчастей для дронов, это хороший сигнал», — говорит он.
Разработчик добавляет, что монетизация возможна и вполне реальна, однако, учитывая обстоятельства, для него первостепенное значение имеет применение знаний и навыков для общего дела.
Кластер
Сегодня в Украине все более активно появляются кластеры для дальнейшего военного развития нашей страны.
Нужно ли мейкерам подобное единое объединение?
Виталий Брызгалов считает, что кластеры и объединение полезных навыков — это «очень полезная вещь». Самое ценное в проектах — люди с разными знаниями и опытом, это, по его мнению, помогает ускоряться. «У нас нет рядом много разных команд. Потому либо локализуемся на своих мощностях, либо отказываемся от некоторых идей. Потому что удаленно очень продуктивно, и не всегда безопасно», — объясняет Виталий.
«У нашей общественной организации фокус на события, демократизации доступа к мастерским и инструментам, поддержке мейкерских пространств и движению в целом. Часть сообщества естественно прилагает большие усилия в строительстве оборонных проектов», — рассказал Юрий Власюк.
Мейкер озвучивает понятную формулу: чем качественнее происходит труд на развитие сообщества, тем больше людей и команд приобщаются к оборонным историям.
«Мне сложно оценить реальную потребность в таком кластере. Думаю, лучшим вариантом было бы развивать существующую сеть мейкерспейсов. Тогда любая военная часть или даже непосредственно Минобороны сможет обратиться в любой из них для реализации конкретного проекта», — считает Александр Панфоров.
По его мнению, различные мейкерские сообщества открыты для сотрудничества и взаимодействия, что способствует увеличению потенциала и возможностей для создания новых и инновационных проектов. Таким образом, возможно, что создание miltech-кластеров мейкерства может оказаться полезным, если это отвечает интересам мейкерского сообщества.
Черкасский изобретатель создал водоплавающий трактор, который может перевозить 5 пассажиров и 650 кг груза. В планах мастера – адаптировать трактор для нужд ВСУ
Логистику ВСУ хотят оцифровать по IT-стандартам НАТО. Военные уже изучают систему LOGFAS. Рассказываем, как это работает и когда внедрят
Логистика и учет в ВСУ по-прежнему ведут в бумажных журналах. С лета Минобороны решило перевести армию на цифровые колеса и внедрить IT-систему логистики НАТО LOGFAS. Как она работает и что даст военным, объяснил Forbes. dev.ua публикует самое важное из материала.