💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Олексій ДзюбаИстории
15 февраля 2024, 09:01
2024-02-15
У Украины есть 1% мировых запасов лития, которые правительство хочет использовать для производства электрокаров. Разбираемся, получится ли у нас создать свою Tesla
«Мы планируем наладить производство электрокаров не только для внутренних нужд, но и для экспорта. Но внутренние потребности у нас настолько высоки, что, я думаю, следующие 5–10 лет мы сможем работать на насыщение национального рынка», — сказал на прошлой неделе премьер-министр Денис Шмигаль, не уточнив потенциальные объемы производства. Параллельно от должностного лица прозвучало заявление, что в специальный налоговый режим «Дія.City» планируют пригласить производителей электрокаров.
Вместе с производителями электротранспорта Украины и экспертами отрасли, разбираемся, насколько реальны и близки для реализации планы правительства.
По словам премьера, для производства батарей электрокаров правительство настроено развивать и использовать местные источники лития. В настоящее время разрабатывается механизм, чтобы пригласить в льготный режим налогообложения «Дія.City» производителей электротранспорта.
В Министерстве цифровой трансформации по запросу dev.ua о льготном режиме для производителей электрокаров отметили, что многие ИТ-компании в Украине имеют достаточно развитую automotive-вертикаль и сотрудничают с мировыми автогигантами. К примеру, Luxoft, GlobalLogic, Intellias и другие. Украинские команды создают операционные системы автомобилей, системы автономного управления, системы управления электромоторами и т. д.
В Минцифри добавляют, что у Украины огромные залежи лития, используемого для производства аккумуляторов, в частности для электрокаров.
В министерстве добавляют, что видят в этом аналогию с отраслью производства дронов. «Еще несколько лет назад в Украине даже понятия такого не существовало, а сейчас это стремительно развивающаяся мощная индустрия, имеющая огромный вес в контексте развития украинского технологического сектора», — отмечают в ведомстве.
Святой литий
Украина имеет 1% мировых запасов лития или треть от запасов Европы — ключевого компонента производства аккумуляторов смартфонов и электромобилей. В 2022-м цены на литий взлетели до рекордных значений $80 000 за тонну и рухнули вдвое в 2023-м.
Европейский Союз планирует к 2035 году свести все выбросы от автомобилей до нуля. Такая регулировка увеличит спрос на электрические средства передвижения в регионе. Их продажи уже выросли от 500 000 в 2016 году до 8,5 млн в 2022 году, и это только в Европе.
Значительный спрос на электрокары «пушит» рынок лития. По данным аналитиков, в 2021 году к 2030 году добыча лития увеличится в 7 раз. Хотя за июль 2023 цена за тонну карбоната лития упала до $40 000, что вдвое меньше, чем на пике в ноябре 2022, но текущие цены все равно в разы выше, чем в предыдущие годы.
70% мировой добычи обогащенного лития приходится на Австралию и Чили. С 2019 по 2022 год добыча лития выросла от 68 000 тонн до 737 000. В этом году предполагается, что объем производства впервые пересечет границу в миллион тонн.
По приблизительным оценкам, украинские запасы составляют 500 000 тонн металла, однако точные данные засекретили в 2005 году. «Запасов лития в Украине достаточно, чтобы обеспечить аккумуляторами почти 20 млн электромобилей», — рассказывал прошлым летом глава Госгеонедр Роман Опимах.
Добавленная стоимость
В Украине есть 4 разведанных месторождения лития: «Шевченковское» в Донецкой, «Полоховское» и «Добрая» в Кировоградской и «Крутая балка» в Запорожской области. На большинстве из них еще в советское время проведены лишь предварительные геологические исследования. Добыча не ведется. Причины разные.
Месторождение в Донецкой области — в оккупации, Запорожская область — прифронтовая. Работы на этих участках возобновятся только после деоккупации территории Украины. По участку «Добра» в Кировоградской области судебные споры. На «Полоховском» недавно приступили к бурению скважины. Это только первый этап исследования месторождения, но отнюдь не добычи.
Просто иметь сырье мало. Большинство стран пытаются перерабатывать его, создавая продукт с добавленной стоимостью. Это позволит увеличить ВВП, получать больше налогов, развивать технологии внутри страны и увеличить количество рабочих мест. Например, Швеция, которая является крупнейшим экспортером железной руды, производит чугун, сталь, а затем продукцию из этих металлов — легковые автомобили и грузовики Volvo.
Цепочка от лития к аккумулятору машины включает несколько этапов. Первый — это добыча, которая отличается в зависимости от типа месторождения. Украине литий можно добывать только шахтным способом. Для этого соответственно нужно строить шахты. Второй этап — это обогащение, для того чтобы превратить получить концентрат. Он может быть лепидолитовый, сподуменовый или петалитовый — согласно исходному минералу. При еще одном обогащении из концентрата можно произвести два вида продуктов: литий гидроксид или карбонат лития. Это дорогостоящий и сложный процесс, в результате которого получается материал для катода в аккумуляторах.
Также свой след оставляет полномасштабная война, из-за которой инвесторы требуют строить мощности по цепочке производства за пределами нашей страны. Даже после нашей победы.
Своя Tesla
Приблизительно год назад стало известно, что Украина может открыть литиевые участки для международных и национальных инвесторов на условиях заключения соглашения о разделе продукции. Это стало возможным после того, как правительство утвердило перечень участков стратегических недр, которые будут предоставляться в использование на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Тогда премьер Шмигаль анонсировал новую экономическую модель для Украины, согласно которой Украина должна стать «ресурсным центром Европы».
«У нас есть производство троллейбусов и электробусов. Серийного производства электромобилей типа Tesla или Nissa нет, есть только проекты», — рассказал в комментарии dev.ua СEO украинской компании по разработке электробайков Bayka Александр Литвин.
COO и соучредитель производителя электробайков Delfast Bikes Сергей Денисенко отметил трех производителей электротранспорта в Украине. Это Виталий Брызгалов и его проект COOLON (сейчас проект заморожен до окончания войны), Вадим Игнатов с проектом ЛУАЗ и львовская компания «Электрон», которая изготовила пассажирский автобус, но он не пошел в серию.
В минувшие выходные ЛУАЗ подписал меморандум о сотрудничестве с Ukrainian Lithium Corporation — компанией, которая хочет построить в Украине фабрику по производству аккумуляторных элементов, используя украинское сырье (графит, литий, марганец). Вадим Игнатов назвал такое строительство «амбициозной целью».
В разговоре с dev.ua Сергей приводит пример своей компании: большинство элементов электробайка завозится из-за рубежа, в Украине можно изготавливать только металлические элементы и пластик.
Виталий Брызгалов рассказал нам, что сейчас занимается военными делами и несколько отошел от рынка электрокаров.
Инженер объяснил, что команда планировала либо самостоятельное изготовление компонентов, либо сотрудничество с украинскими производителями. Например, пластик, сиденья и т. д. Есть, конечно, проблем с деталями подвески, амортизаторами. Сейчас это находится на временно оккупированных территориях. Надеюсь, что с нашей победой мы сможем наверстать и развить утраченное», — подытожил изобретатель.
Напоследок существует еще одна проблема. Это время. Через 10 лет спрос и цены на литий упадут, прогнозирует Алексей Фалькович, директор Геологической сервисной компании. На смену литию может прийти, например, графен. «Стремительно развиваются технологии производства батарей без использования лития», — сказал эксперт.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Украинцы создали концепт электромобиля для селян. Как он будет выглядеть и сколько будет стоить - видео
Украинцы создали концепцию электромобиля для крестьян. Его запас хода невелик, однако другие характеристики очень подходят для работников полей и лесов. Рассказываем, что это за авто и чего не хватает разработчикам.
Не только Tesla и Nisan Leaf. Какие электрокары покупают украинцы и как выбрать свой? ТОП-10 самых популярных
Согласно опросу dev.ua, почти 10% наших читателей должны или планируют купить электромобиль Tesla. Действительно, во время дефицита горючего спрос на электрокары и другой электротранспорт вырос. Да и для передвижения по городу автомобиля с электродвигателем более чем достаточно.
dev.ua проанализировал, какие электрокары пользуются наибольшим спросом среди украинцев и составили сравнительные характеристики автомобилей.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале