💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉

«Пессимисты никогда не выигрывали войну». Руководители EPAM, Ciklum, SoftServe, Luxoft, Netpeak и еще 11 компаний о том, чему их научили два года войны

Завтра, 24 февраля, исполняется печальная годовщина — два года с начала полномасштабного вторжения России в Украину. За эти два года украинский IT-бизнес научился работать в новой реальности — под свистом ракет из бомбоубежищ от генераторов рассредоточен по всему миру. Впрочем, несмотря ни на что, большинству IT-компаний удалось сохранить команды, клиентов и адаптироваться к вызовам времени.

К печальной годовщине dev.ua спросил руководителей IT-компаний о том, какие уроки они извлекли за эти два года во время работы в сверхсложный период для Украины. Далее — прямой язык 16 IT-топов, которые откровенно поделились с нами своими выводами.

(текст от 23 февраля)

Оставить комментарий
«Пессимисты никогда не выигрывали войну». Руководители EPAM, Ciklum, SoftServe, Luxoft, Netpeak и еще 11 компаний о том, чему их научили два года войны

Завтра, 24 февраля, исполняется печальная годовщина — два года с начала полномасштабного вторжения России в Украину. За эти два года украинский IT-бизнес научился работать в новой реальности — под свистом ракет из бомбоубежищ от генераторов рассредоточен по всему миру. Впрочем, несмотря ни на что, большинству IT-компаний удалось сохранить команды, клиентов и адаптироваться к вызовам времени.

К печальной годовщине dev.ua спросил руководителей IT-компаний о том, какие уроки они извлекли за эти два года во время работы в сверхсложный период для Украины. Далее — прямой язык 16 IT-топов, которые откровенно поделились с нами своими выводами.

(текст от 23 февраля)

Содержание

Уроки войны от вице-президента, главы ЕРАМ Украина Степана Митиша

Степан Митиш, вице-президент, глава ЕРАМ Украина

Два последних года многому научили всех нас. Думаю, что каждый извлек не один урок за это время. Для меня самые главные уроки следующие:

  1. На первом месте — физическая и психологическая безопасность команды.
  2. От скорости принятия решений зависит жизнь людей и существование бизнеса.
  3. Устойчивость и адаптация к вызовам войны — вот рецепт сохранения бизнес-процессов.
  4. Готовьтесь к худшему, но надейтесь на лучшее. Пессимисты никогда не выигрывали войну.
  5. Доверие команды и клиентов формируется в честной и открытой коммуникации.

Безопасность людей и быстрота принятия решений. Война значительно изменила подходы к управлению талантами. На первый план вышел вопрос безопасности команды. В компании оперативно запущены новые процессы, которые обеспечивали спасение людей, безопасность их жизни и труда, помогали быть устойчивыми в новых реалиях и условиях. Это эвакуация людей и членов их семей в первые дни войны, предложение временной релокации (EPAM Resettlement Program, Winter BCP Program), полное обеспечение офисов всем необходимым на случай длинных блекаутов, поддержка специалистов, присоединившихся к рядам ВСУ.

Мировые тренды и так подчеркивали важность человекоцентрического подхода и эмпатического лидерства. Однако в условиях полномасштабной войны в Украине эти принципы приобрели особое значение. Они стали неотъемлемой частью бизнес-стратегии.

Ценности компании сегодня — не шаблонные фразы или слова на бумаге, а реальные действия — доказательство устойчивости бизнеса во время вызовов. Украинцы умеют объединяться и действовать: защищать, волонтерить, работать… И нам как работодателям следует поддерживать это настроение и продолжать привлекать таланты, чтобы они были мотивированы оставаться и работать в своей стране.

На стратегическом уровне еще много неизвестного, но уже сейчас следует прилагать максимум усилий, чтобы люди имели перспективы профессионального развития внутри страны, а не за границей.

Устойчивость и подготовка к худшим сценариям. До начала полномасштабного вторжения мы регулярно обновляли ВСР (business contuniuty plan) планы, прорабатывать самые сложные сценарии — готовились к самому худшему. О войне все говорили, но до последнего никто не ожидал, что это произойдет в таких масштабах и под ракетными бомбардировками в один день будет вся страна. В прошлом году мы готовились к перебоям в работе энергетической инфраструктуры и интернете.

Война каждый день учит быстро реагировать и адаптироваться к постоянным изменениям.

Честные коммуникации с командой и клиентами. Мы провели множество встреч с украинской командой и сотни часов переговоров с клиентами по вопросам безопасности специалистов, возможности резервирования/дублирования инфраструктуры, а также бронирование ключевых специалистов. И это позволило нам сохранить проекты в Украине, что означает наличие работы для украинских специалистов. После всяких успешных переговоров я чувствовал силу честных и открытых коммуникаций.


Уроки войны от региональной менеджерки SoftServe в Украине Анастасии Фроловой

Анастасия Фролова, региональная менеджер SoftServe в Украине

Моими главными уроками двух лет войны я бы назвала такие персональные и бизнес навыки как гибкость и адаптивность. Война внесла в нашу жизнь нестабильность высочайшего уровня, мы научились работать и жить в этих условиях. Быть гибкими или адаптироваться к ситуации — это о постоянных изменениях, которые происходят и будут происходить в дальнейшем. Это о том, что вчерашние методы и подходы к работе уже не будут работать завтра. Это уроки, извлеченные из-за очень неприятных событий, но, видимо, станут всем украинцам очень полезными в будущем.

Также думаю, что война еще раз показала нам, что люди — самая большая ценность. Как для бизнеса, так и в личной жизни. В войну мы увидели невероятное трудолюбие коллег и лояльность к компании от клиентов, мы в Украине ощутили мощную поддержку наших коллег из-за рубежа, мы видели их реальные действия и готовность взять на себя больше задач. Именно люди драйвер бизнеса и его ценностей — звучит довольно традиционно, но в этих словах отныне я вижу гораздо больше, чем раньше.


Уроки войны от CFO Ciklum Андрея Оксенюка

Андрей Оксенюк, CFO Ciklum

Самый большой урок и рефлексия последних двух лет состоит в том, что украинская ИТ-отрасль способна справиться с любыми препятствиями. Несмотря на тяжелые вызовы, мы остаемся сплоченными, устойчивыми и готовыми выполнять свои обязательства. Практически сразу после начала полномасштабной войны наша команда вышла на 100% уровень довоенной производительности и не
сбавляла обороты даже во время блекаутов. Я искренне благодарен всем сиклумерам, ежедневно демонстрирующим свои стойкость и преданность делу.

Что касается ценностей, то на первом месте для нас безопасность и здоровье наших людей. Поэтому ВСР-тема уже давно укоренилась в адженде нашей корпоративной жизни. Пока абсолютное большинство сиклумеров находятся в безопасности, что отчасти является результатом работы нашей команды.

Мы также понимаем важность заботы о ментальном здоровье, поэтому
продолжаем развивать программу Mental Health, проводим образовательные лекции с экспертами и стараемся создавать возможности для команд встречаться оффлайн на камерных встречах.

Я также искренне горжусь поддержкой благотворительных инициатив, обеспечиваемых нашим сообществом. Количество добрых дел и суммы поддержки, которые украинские ИТ-компании и айтовцы лично направили на армию, просто колоссальны.


Уроки войны от Executive Vice President Sigma Software Анатолия Кочетова

Нам очень помогли наши forward looking проекты, которые были начаты задолго до войны. Это проекты по проверке и совершенствованию BCP, cybersecurity и zero trust, автоматизации международных HR процессов, развитию IT экосистемы Украины через объединение UA Tech Network, а также проекты по созданию added value для клиентов, которые при войне и замедлении глобальной экономики стали game changers.

Основной урок — многие из этих трансформационных проектов стоило начинать даже раньше. Ценности мы не изменили, напротив, последние годы — это время их подтверждения и демонстрации.

Люди, самое ценное, что у нас есть, были под защитой как во время реализации нашего BCP в начале войны, так и сейчас, при перестройке на еще более глобальный и распределенный формат работы.

В управлении мы всегда имели достаточно высокую дисциплину и, собственно, ее оставляем на таком уровне. Пожалуй, последние 3–5 лет для нас это переход к взвешенной системе измерений и KPI, когда мы оперируем большим количеством точных показателей для принятия решений более качественно и быстрее.


Уроки войны от Влада Шимова, Managing DirectorCapgemini Engineering Eastern Europe

Великая война еще раз доказала, что именно команда является нашей главной и наибольшей ценностью. Поэтому первым шагом в момент полномасштабного вторжения было обезопасить коллег и их семьи. В частности, мы помогали с транспортом, жильем на западе страны и за рубежом и другими организационными вопросами всем, кто в этом нуждался. Из первых наибольших изменений в работе с командой мы сделали фокус на коммуникацию. Искренне и откровенно говорили с коллегами о положении вещей, все внедренные мероприятия и ближайшие планы.

Для усиления коммуникации было внедрено несколько дополнительных каналов, в том числе регулярные all hands встречи, где я лично отвечал на все волнующие команду вопросы. Сейчас мы работаем по модели distributed teams с работниками по всем регионам Украины, а также в Польше, Румынии и Португалии. Соответственно пришлось несколько адаптировать под новые реалии процессы найма, онбординга и управления командами.

Эта перестройка бизнеса — адаптация офисов, логистики, новые требования к безопасности и т. д. — произошло где-то за первые полгода. Благодаря этому наши клиенты не ощутили какой-либо деградации сервиса, все они остались с нами. Именно из-за войны нас никто не покинул.

Если же говорить об отношении к работе и ценностям, то мы стали больше доверять друг другу. Доверие задекларировано в Capgemini Engineering как одна из семи основных ценностей и большая война подсветила, как эта ценность реализуется на практике. Независимо от того, кто где находится, мы можем на 100% полагаться друг на друга. И в первые дни Великой войны, и сейчас команда понимает, насколько важно выполнять взятые на себя обязательства. Это не только о развитии бизнеса, но и о помощи стране.

Мы гордимся тем, что входим в топ-10 крупнейших налогоплательщиков Украины среди ИТ компаний, и каждый понимает, как он или она своей работой к этому приобщается. Мы как бизнес видим, как меняется страна и наши люди, как изменились наши приоритеты. Поэтому мы стараемся внедрять новые практики, чтобы соответствовать вызовам времени. В частности, в компании действует программа поддержки ментального здоровья WellBeing.

Это диджитал хаб, где сотрудники могут найти всю необходимую информацию и активности по улучшению своего состояния. Мы проводим лекции с различными экспертами, а также сотрудники могут воспользоваться корпоративной программой работы с психологами. получили награду Veteran Friendly Company.


Уроки войны от руководящей и HR-директора Luxoft в Украине Елены Самборской

  1. Управление рисками в условиях неопределенности — основная компетенция в современном мире
  2. Подготовленная команда — это 90% успеха, постоянно нужно проигрывать и тренироваться командой, отрабатывая сценарии.
  3. Нет не изменились, однако я стала более спокойной и взвешенной в общении с командой. Чем сильнее шторм вокруг, тем спокойнее и уравновешеннее должен быть руководитель. Чрезвычайно ценю команду, с которой работаю и стараюсь постоянно об этом говорить команде.

Уроки войны от СЕО Master of Code Global Дмитрия Гриценко

Самый главный урок — устойчивость бизнеса является результатом командной работы каждого из мастеров. Эта устойчивость создает возможность помогать экономически стране и волонтерам. За 20-летнюю историю Master of Code Global мы проходили спустя разные сложные времена. Уверен, что мы удачно преодолеем и вызовы полномасштабной войны. Благодаря предварительной подготовке плана действий и рекомендаций по сценарию вторжения, прозрачным и системным коммуникациям с клиентами и мастерами, а также устойчивости каждого в компании, мы продолжаем нашу деятельность.

Если говорить о подходе к управлению, мы ставим перед собой три ключевых вещи на этот год: адаптироваться, стабилизироваться и расти. То есть, мы должны быть гибкими и постоянно адаптироваться к изменениям, удерживать стабильность и при этом оставаться амбициозными.

Мы не планируем сокращения. Мы больше обращаем внимание на управление финансами, чтобы иметь длительное сотрудничество с Мастерами и балансировать в условиях сложившихся макроэкономических обстоятельств.

Также мы максимально направляем свои возможности в sales и R&D, что в длительной перспективе должно принести результаты. Кроме того, мы добавили в нашу «северную звезду» еще одну стратегическую цель — искусственный интеллект должен усиливать наших мастеров и наши решения. Благодаря интеграции новых инструментов генеративного искусственного интеллекта в рабочие процессы на всех уровнях, мы трансформируемся в AI-powered компанию. Это позволит нам быть еще быстрее, эффективнее и, может, даже немного счастливее. Если говорить о ценностях, то для нас во время полномасштабной войны существенно возросло значение импакта.

Сейчас наиболее сложные времена в истории независимой Украины и невозможно стоять в стороне. Разрешается судьба страны и целых поколений украинцев. Поэтому наши Мастера волонтерят, доначат, помогают силам обороны, компания укладывается в проекты социальной ответственности и вместе мы приближаем победу Украины.

Изменились и приоритеты по отношению к коллективу. С начала полномасштабной войны safety first, то есть фокус на индивидуальной безопасности каждого Мастера. Особое внимание уделяем психологической поддержке и ментальному здоровью мастеров.


Уроки войны от фаундера и CEO Netpeak Group Артема Бородатюка

Полномасштабное вторжение — это, пожалуй, самое тяжелое испытание в моей жизни, два специалиста Netpeak Group погибли во время полномасштабного вторжения, десятки потеряли дома, многие мои друзья и коллеги прямо сейчас на передовой. Здание нашего офиса в Харькове, изуродованное из-за регулярных обстрелов, — мелочи по сравнению с искалеченными судьбами людей, но и это больно.

Мы стараемся помогать и нашим ребятам в армии, и ВСУ в целом. За два года полномасштабного вторжения мы собрали и передали более 111 миллионов гривен (45,2 млн. грн. на военные нужды, 40,5 млн. грн. гуманитарной помощи и 25,6 млн. грн. в поддержку IT-армии)

Что касается моих принципов ведения бизнеса, то, конечно, я полностью исключил из поля общения всех, кто публично не осудил российскую агрессию. Остальные же принципы остались — это подтвердило их вес и «устойчивость»:

  1. Ответить на вопрос «зачем». Зачем делать то, что я делаю? Ради денег? Или ради того, что деньги им дадут? А что именно? Как будет выглядеть то будущее, когда я достигну всего, к чему стремлюсь?
  2. Нанимать правильных людей, которые будут добиваться целей. Каждый найм — это затраты денег на работу по поиску кандидата, его собеседования, согласование оферы, оформление необходимой документации, работу по онбордингу новичка в компании, подведение итогов испытательного срока. Для упрощения можно считать, что наем обходится около $5000–10 000, даже без зарплаты сотрудника. А еще можно добавить 2–3 месяца его испытательного срока, и вы приблизитесь к сумме в рамках $20 000.
  3. Всегда ставить цели по SMART. Проверьте, что у вас и у каждого специалиста в вашей команде стоят цели за фреймворком SMART (S — Specific — конкретная; M — Measurable — измеряемая; A — Achievable — достижимая; R — Relevant — значимая; T — Time bound — ограничена во времени).
  4. Настроить репортинг. Поставить цели недостаточно — нужно наладить отслеживание как по ним двигаются. Когда вы видите появление этажей, стен, фасада и т. д., когда задуманное превращается в реальное.

Уроки войны от СEO Kyivstar.tech Андрея Жуковского

Андрей Жуковский, CEO Kyivstar.tech

Конечно, полномасштабное вторжение принципиально изменило многие аспекты работы ИТ организации. Так мы поняли, что георезервирования в пределах одного города уже недостаточно. При выборе площадок следует учитывать не только факторы технического характера, но и военного. Сейчас как никогда раньше целесообразно рассматривать облачные решения там, где это возможно.

Способность обеспечить удаленную работу, сохраняя эффективность организации, стала актуальной еще во времена пандемии, но теперь добавился фактор длительной работы из-за рубежа, налагающий дополнительные требования на процессы обслуживания рабочих мест.

Вопросы кибербезопасности возникли остро как никогда. Если ранее злоумышленники сконцентрировались на попытках похищения персональной информации, то сейчас существенно вырос новый вектор атаки на полное уничтожение инфраструктуры и разрушение ИТ-сервисов.

С учетом рисков войны, современный ИТ должен обеспечивать компании надежность работы ИТ-систем, гибкость в выборе места работы сотрудников, размещение производственных мощностей, максимальной защищенности инфраструктуры и данных, а также каналов связи.

Усложняет и без того непростую ситуацию и вопросы мобилизации, ставя под риск доступность опытных сотрудников. Так актуален поиск альтернативных подходов по обеспечению организации ИТ-компетенциями в случае призыва текущих сотрудников. Создание детальной документации, процедур и инструкций, наличие альтернативных ресурсов партнеров, способных подхватить сервис в любой момент, становится все более критическим.


Уроки войны от управляющего директора Railsware Сергея Королева

Последние два года были настолько преисполнены событиями, что слова «беспрецедентные вызовы» звучат как надоевшее клише. Для команды Railsware они стали экзаменом на то, насколько наши ценности — в частности, гибкость, взаимное уважение, коллективное лидерство — работают на практике. С первых дней полномасштабного вторжения мы продолжаем работать как единственный слаженный организм.

Каждый день мы читаем новости, которые еще десять лет назад казались бы голливудским сценарием.

Политические пертурбации, военные конфликты, искусственный интеллект — привычная картинка мира трещит по швам. И на фоне этого очевидно, что лидерство прежде всего об эмпатии, заботе и способности оставаться залогом покоя в океане хаоса.

Что ответственность бизнеса выходит далеко за рамки business as usual. Ведь ты влияешь и на человеческие судьбы и благополучие своих коллег, их семей и в целом общин, где мы живем и работаем. Поэтому поддержка Защитников Украины, благотворительных проектов становится не чем-то необычным, а ежедневной привычкой. И одновременно регулярные меры для команды, которые дают возможность работать со стрессом, негативными эмоциями и тревожностью, также становятся необходимостью.

Безусловно, меняется не только наше сегодня, но и наше видение будущего. С одной стороны, кризисное время доказало устойчивость нашей модели продуктовой студии. Несмотря на сложности, мы только увеличиваем команду и продолжаем развивать свои продукты. И одна из частей миссии Railsware — развивать продуктовое ИТ в Украине. Убежден, что война закончится победой Украины, а фундамент будущего экономического рывка нужно закладывать уже сейчас. И это не wishful thinking, а здоровый прагматизм. Украинцы уже доказали собственную устойчивость и то, что невозможно нет — достаточно правильно заложить вектор усилий.


Уроки войны как соучредителя и партнера инвестиционной группы Roosh Сергея Токарева

У сотрудников Roosh — думаю, как и во многих других компаниях — сменился work-life balance. Я бы сказал, что сейчас у нас work-war-life balance. За эти два года мы разработали такой подход к управлению, объединяющему эффективную работу и развитие компании с обеспечением комфорта и безопасности сотрудников.

На первом месте у нас всегда были и остаются люди. Приоритет № 1 — обеспечить безопасное место для их работы. Это включает и релокейт команды в более «спокойные» регионы, и офисы, оборудованные укрытиями. Также мы обеспечиваем бесплатную психологическую поддержку сотрудникам. Это все позволило максимально наладить рабочие процессы, и сегодня наша команда преподается на максимум.

В условиях войны важно найти индивидуальный подход к каждому сотруднику. Ведь у всех есть свои особые обстоятельства: кто-то занимается волонтером, у кого-то воюет мужчина. Важно, чтобы компания имела связь с каждым и при необходимости могла помочь.


Уроки войны от Main Division Director в P2H Дмитрия Мащенко

Дмитрий Мащенко, Main Division Director в P2H

Планы suck, planning rocks. Эта фраза доказала свою актуальность: сейчас долговременные планы мало жизнеспособны. Это не только потому, что мир быстро меняется, но и потому, что в один момент все может измениться в корне. Пример тому — полномасштабное вторжение в Украину. Соответственно, сама планировка должна быть гибкой и быстро подстраиваться под окружающие условия.

В то же время, подход к управлению почти не изменился. Цели остаются важными, хотя и их нужно регулярно пересматривать. Но самое главное — это люди.


Уроки войны от CPO Prom.ua, Никиты Артемчука

Никита Артемчук, CPO Prom.ua, автор книги «Смелый бизнес»

Какие уроки вы извлекли за последние два года? Изменился ли ваш подход к управлению, ценности, отношениям к работе и коллективу? Изменился ли ваш подход к управлению, ценности, отношениям к работе и коллективу?

Да, обстоятельства войны заставляют принимать решения быстрее и гораздо более решительно. Большую значимость приобретает ясность, прогнозируемость, скорость и адаптивность. Что касается ясности, речь идет прежде всего о понятных измеряемых целях, которых мы, как команда и бизнес, должны достигать. Прогнозируемость и скорость — способность управленческой команды адекватно ситуации распределять свой ресурс, приоритеты и текущие задачи. Об адаптивности нельзя говорить, эта черта, на мой взгляд, стала визитной карточкой украинцев.

Относительно уроков прежде всего у целей всегда должно быть «definition of done» и ответственный. Следующий урок, это понимание того, что сделана работа — это сделана вся работа, а не та часть, за которую ты отвечаешь. Способность видеть более широкую картину важнее индивидуального профессионализма. Наконец, всегда нужно иметь запасный план.


Уроки войны от CEO Futurra Group Виталия Шаталова

Виталий Шаталов, CEO Futurra Group

Последние два года — время наибольшей турбулентности и стресса. Как в личностно-человеческом, так и бизнес-плане. И если 2022 был тестом на выносливость, то 2023 — возможностью, немного придя в себя, бросить вызов себе и индустрии — успеть, перевыполнить, строить вопреки всему.

Поскольку мы продуктовая ИТ-компания и работаем на западных рынках, война не повлияла негативно на наш спрос. Впрочем, учитывая высокую конкуренцию в нашей нише, мы сразу понимали, что не можем терять ни одного дня и очень быстро перестраивать все бизнес-процессы.

Но, по сути, за эти два года наши бизнес-подходы кардинально не изменились, война лишь помогла правильно расставить приоритеты и извлечь важные уроки, которые сейчас и определяют работу Futurra Group и моих действий как руководителя:

  1. Не ждать и принимать максимум сегодня. Сейчас как никогда нужно быстро двигаться и принимать решения. Смелость и кардинальность иногда лучше, чем рациональный взвешенный подход.
  2. Предугадать непредсказуемое невозможно. Так что быть гибким и всегда иметь план Б (во всех аспектах) — жизненно необходимо.
  3. Люди самое ценное, что есть в бизнесе. Их безопасность, комфорт и покой в ​​приоритете. Для команды всегда должно быть и Б, и В план.
  4. Внутренние коммуникации — основа, в которую нужно вкладывать еще больше времени и ресурсов. Люди устают и демотивируются от новостей и нестабильности вокруг. Так что создавать для них новые возможности (обучаться, нетвориться, брать зоны ответственности и т. п.) — новый важный бенчмарк, который мы заложили в нашу бизнес-стратегию на ближайшее время.
  5. Помогать приближать победу силам обороны. Всем, чем может быть, столько, сколько это будет нужно. Мы не ограничиваемся только точечным собранием и материальной помощью, но и создаем образовательные возможности для ветеранов и их семей (например, наш недавний профориентационный курс «Введение в ИТ» для детей ветеранов), коллеги организуют благотворительные музыкальные квартирники, проводят аукционы и т. д. Словом, все понимают, что это не просто комитмент, а жизненная необходимость.

В заключение скажу, что иллюзий, что война скоро закончится, уже давно нет. Поэтому главная задача последующих лет — максимально адаптировать бизнес и работу команды под новые реалии, в которых нам еще долго жить и работать, и, конечно, помогать и верить в ВСУ.


Уроки войны от CEO HOSTiQ Елены Омельченко

Елена Омельченко, CEO HOSTiQ

Два прошлых года были очень тяжелыми. Это сделало нас, если не сильнее, то определенно немного умнее. Основные уроки для меня, как для СЕО компании, следующие.

Эмоциональное состояние влияет гораздо сильнее на результаты, коммуникацию и процесс работы в принципе, чем раньше. То, что до войны можно было решить и сделать быстро, несмотря на какие-то неувязки, сейчас занимает дни или даже недели. В стрессовых условиях трудно договариваться, прощать отличия и толерантно относиться к разногласиям. Что с этим делать? Принимать это как новую реальность, уделять внимание своему ментальному здоровью и поощрять коллег.

Цели и планы. Первые полгода после начала полномасштабной войны я вообще потеряла смысл в построении любых планов. Мне казалось, что это никому не нужно. А потом поняла, что сейчас наоборот. Нам всем необходима вера в победу и надежда, что все будет хорошо, и причина идти дальше. Поэтому иметь смысл в работе очень критично. Даже если обстоятельства будут мешать качественно реализовать эти планы.

На первый план вышло общение: простые улыбки, small talk, ты как?. Любые персональные вопросы и разговоры, которые раньше требовались только тем, кто дружил или общался вне работы — сейчас нужны всем или почти всем. Нам сильно не хватает доброты, юмора и других вещей из нормальной жизни.

И последнее невозможно привыкнуть к войне и невозможно научиться в ней жить. Можно как-то адаптироваться, но так, чтобы привыкнуть — нет. Поэтому не останавливаемся, двигаемся дальше — к победе!


Уроки войны от CEO платежного сервиса RozetkaPay Александра Лапко

Александр Лапко, CEO платежного сервиса RozetkaPay

Война принесла большой уровень неопределенности, в котором необходимо постоянно принимать управленческие решения. Во-первых, это влияет на «горизонт» планирования. Мы уже не можем планировать на 2–3 года вперед и ждать, будут ли наши продукты востребованы. Поэтому необходимо думать, какие изменения принесут результат через несколько месяцев. Во-вторых, рынок сузился. То есть конкуренции становится меньше, но с ней и возможностей. Поэтому если встречаются выгодные предложения — не стоит их пропускать.

Еще одно важное изменение — концентрация на эффективности. Это must have для нас, как для бизнеса в воюющей стране. Поэтому, делая продукты, оценивая идеи или просто проводя митинг, нужно пытаться это сделать максимально эффективно.

«Оптимистический сценарий не выглядит наиболее вероятным». Руководитель EPAM Ukraine описал три возможных сценария развития украинского IT на ближайшие годы
«Оптимистический сценарий не выглядит наиболее вероятным». Руководитель EPAM Ukraine описал три возможных сценария развития украинского IT на ближайшие годы
По теме
«Оптимистический сценарий не выглядит наиболее вероятным». Руководитель EPAM Ukraine описал три возможных сценария развития украинского IT на ближайшие годы
У украинского IT есть три сценария развития и все шансы выиграть технологическую конкуренцию с Индией — директор Kharkiv IT Cluster
У украинского IT есть три сценария развития и все шансы выиграть технологическую конкуренцию с Индией — директор Kharkiv IT Cluster
По теме
У украинского IT есть три сценария развития и все шансы выиграть технологическую конкуренцию с Индией — директор Kharkiv IT Cluster
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram






Читайте также
«Ловушка начинающего». 5 самых распространенных ошибок джунов на собеседованиях и как их избежать
«Ловушка начинающего». 5 самых распространенных ошибок джунов на собеседованиях и как их избежать
«Ловушка начинающего». 5 самых распространенных ошибок джунов на собеседованиях и как их избежать
Наверное, каждый хоть раз в жизни переживал ситуацию, когда после собеседования вместо приглашения на работу приходил отказ. Как же так? Это несправедливо!» — многие из нас жаловались на судьбу и не понимали, что пошло не так. Екатерина Никитина, SoftServe IT Academy Recruiter, рассказала о пяти самых популярных ошибках начинающих кандидатов на собеседованиях.
«Не гонитесь за топчиком, который вы сможете купить когда-нибудь потом». Program Manager Luxoft не мыслит своей жизни без велопокатушек. Вот его советы желающим присоединиться
«Не гонитесь за топчиком, который вы сможете купить когда-нибудь потом». Program Manager Luxoft не мыслит своей жизни без велопокатушек. Вот его советы желающим присоединиться
«Не гонитесь за топчиком, который вы сможете купить когда-нибудь потом». Program Manager Luxoft не мыслит своей жизни без велопокатушек. Вот его советы желающим присоединиться
«Вокруг IT» — новая рубрика, в которой мы будем собирать все полезное для жизни айтишника, не касающееся его работы. Оказывается, у айтишников разные хобби. Мы уже писали об айтишниках-бегунах, пловцах, художниках, музыкантах, танцовщиках, а также заводчиках собак. Герой сегодняшнего материала ― Максим Мох, Program Manager, увлекающийся велоспортом и знающий о нем почти все. dev.ua Максим рассказал, как выбирал свое увлечение и дал советы, как и где лучше заниматься велоспортом.
россия разработала «устойчивый рунет» и заявляет, что вся критическая инфраструтктураа работает автономно от всемирной сети. Так ли это?
россия разработала «устойчивый рунет» и заявляет, что вся критическая инфраструтктураа работает автономно от всемирной сети. Так ли это?
россия разработала «устойчивый рунет» и заявляет, что вся критическая инфраструтктураа работает автономно от всемирной сети. Так ли это?
В 18 лет «захантил» SoftServe, в 21 — открыл собственную компанию. История львовского IT-вундеркинда
В 18 лет «захантил» SoftServe, в 21 — открыл собственную компанию. История львовского IT-вундеркинда
В 18 лет «захантил» SoftServe, в 21 — открыл собственную компанию. История львовского IT-вундеркинда
Глеб Щур — выпускник кафедры систем искусственного интеллекта НУ «Львовская политехника». На младших курсах его пригласила на работу IT-компания SoftServe, где он работал почти три года разработчиком в R&D-отделе. А уже в 2021 году Глеб основал свою компанию и стал CSO в 21 год. Рассказываем историю львовского «самородка».
1 комментарий

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.