Календар ігор на грудень 🎮

Самостоятельная профессия или часть чего-то большего? Кто такой Usability-специалист и как им стать

dev.ua продолжает цикл материалов о профессиях в ИТ и диджитале. Сегодня своим опытом и обзором делится Светлана Иваницкая, работающая на должности менеджера команды дизайнеров Experience в EPAM. Она рассказывает, кто же такой Usability-специалист.

Оставить комментарий
Самостоятельная профессия или часть чего-то большего? Кто такой Usability-специалист и как им стать

dev.ua продолжает цикл материалов о профессиях в ИТ и диджитале. Сегодня своим опытом и обзором делится Светлана Иваницкая, работающая на должности менеджера команды дизайнеров Experience в EPAM. Она рассказывает, кто же такой Usability-специалист.

Из разработки в дизайн

Более 13 лет назад я приступила к карьере в ИТ в роли front-end инженерки. В ЕРАМ доросла до менеджера команды разработчиков, а после декретного отпуска поняла, что хочу сделать рестарт карьеры, попробовать силы в работе с визуальной частью продукта и опытом пользователя. Эти этапы всегда предшествуют непосредственной разработке и предполагают глубокое погружение в нужды пользователей, бизнес-потребности и многие другие вопросы.

Чтобы заниматься такими задачами, я перешла в дизайн-команду. Теперь управляю дизайн-направлением в digital-платформе, которая сочетает более 20 продуктов ЕРАМ, улучшаю рабочие процессы и развиваю в качестве менеджера команду Experience-дизайнеров. Кстати, именно Experience-дизайнеры на украинском рынке чаще всего исполняют обязанности Usability-специалистов — и это лишь часть их работы.

Usability-специалисты могут принести пользу практически любому продукту. Если предполагается достаточно сложный путь пользователя, то такие специалисты могут его значительно облегчить и сделать более понятным.

Как я уже намекнула, в ЕРАМ нет людей с должностью Usability-специалист, правда, в некоторых локациях есть UX Researchers, которые занимаются схожими задачами. В то же время в компании есть сотни Experience-дизайнеров, которые берут на себя задачи Usability-специалистов и помимо Usability-тестирования проводят исследования и многие другие дизайн-активности на проектах. Эта роль более комплексна, чем Usability-специалист, поэтому мы сразу ориентируем новичков на важность иметь более широкую экспертизу.

Кто такой Usability-специалист

Юзабилити специалиста иногда также называют Usability-аналитиком или ресерчером, исследователем.

Это эксперт, который исследует, анализирует и улучшает пользовательский опыт и интерфейс программного обеспечения для конечного пользователя.

Также он контролирует, что продукты отвечают требованиям по удобству использования и потребностям пользователя. Это приводит к получению бизнесом наилучших результатов.

Похожие исследования проводят продакт-менеджеры, но они рассматривают разработку с более продуктовой точки зрения, приближенной к бизнес-целям. В свою очередь Usability-специалисты сфокусированы на том, чтобы продукт был удобен для конечных пользователей и одновременно решал бизнес-потребности, которые есть у клиента.

Что входит в обязанности Usability-специалиста

Юзабилити специалист приобщается к работе над проектом как на очень ранних стадиях, так и при непосредственной разработке. Когда это происходит во время discovery-фазы, то вопросов больше, чем ответов, а для достижения поставленных целей необходимо собрать информацию, провести исследования, проверить гипотезы и т. д. В то же время, когда Usability-специалист присоединяется к работе позже, он может проверить текущее положение вещей и сопоставить его с тем, как должно быть, чтобы помочь команде выбрать верный путь.

Первая задача — понять, какую проблему решает тот или иной проект. Это значит найти ответы на вопрос, что мы делаем, для чего, какую конечную цель преследуем, для какой аудитории будет работать продукт.

Также необходимо собрать требования от ключевых стейкхолдеров, чтобы понять, какие проблемы нужно решить, пообщаться с пользователями, отыскать болевые точки, вызовы и управляющие ими мотиваторы.

Далее команда прорабатывает разные сценарии: создает customer/user journey map, отыскивает сложности на пути пользователя, которые можно улучшить с помощью дизайна и проверить во время тестирования. Эксперты собирают результаты анализа, чтобы провалидировать свои гипотезы по опыту пользователя. После этой комплексной работы становится понятно, похожи ли гипотезы на реальный пользовательский опыт.

Нередко Usability-специалист привлекает к работе других участников команды и ключевых стейкхолдеров, чтобы синхронизировать гипотезы с их видением и общими бизнес-потребностями.

После всех этапов работы он создает дизайн-документацию и передает ее на разработку.

Возникают ситуации, когда Usability-специалист присоединяется к работе и во время активной разработки, когда добавляются глобальные фичи. Они проходят схожие этапы, как и на первоначальных стадиях, чтобы убедиться в адекватном добавлении новых частей продукта к уже созданным. В таком случае иногда находятся проблемные места, которые были неочевидны в начале разработки и нуждаются в улучшении.

Навыки и компетенции

Кроме исследований, Usability-специалист анализирует продукт на основе данных из систем аналитики. Это позволяет оценить удобство разработки и проверить гипотезы по поводу продукта. Также этому специалисту важно знать, как проверить продукт на Usability-эвристике Нильсена (так называют 10 основных принципов интерактивного дизайна):

— видимость статуса системы;

— соответствие системы и реальному миру;

— пользовательский контроль и свобода;

— последовательность и стандарты;

— предотвращение ошибок;

— распознавание вместо необходимости припоминать;

— гибкость и эффективность использования;

— эстетический и минималистичный дизайн;

— помощь пользователям в распознавании, диагностировании и устранении ошибок;

— справки и документация.

Такая проверка позволяет проверить удобство продукта на основе утвержденных стандартов и правил без привлечения конечных пользователей.

Специалисту важно иметь релевантный опыт, понимать принципы Usability в целом, уметь оценить конечные цели пользователя, их влияние на продукт и уровень совпадения с бизнес-целями проекта, знать основные методологии тестирования интерфейсов и проведения исследований.

В общем нужно понимать принципы User friendly и Human centric design, разбираться в дизайн-мышлении.

Usability-специалист должен создавать документацию по пользовательскому интерфейсу, понимать и корректно выделять целевую аудиторию продукта, определять ее требования. Также среди задач — создание сценариев для usability-тестирования, навык собирать и анализировать результаты такого тестирования, вносить предложения по улучшению работы продукта.

Крайне важно для Usability-специалиста иметь хороший уровень английского языка, потому что этот эксперт часто работает напрямую с ключевыми стейкхолдерами и представителями клиента. По этой же причине он должен иметь хорошие презентационные навыки и готов стать адвокатом предложенных дизайн-идей и решений, аргументировать их уместность заказчикам продукта, ведь это напрямую влияет на КРИ проекта и другие метрики.

Как стать Usability-специалистом

Понятно, что Usability-специалист — это достаточно зрелый человек с большим перечнем навыков и знаний. Но где их получить? Удачным вариантом будет работать в команде UX-экспертов, где новичок сможет получить необходимые навыки и знания, наблюдая за работой опытнейших специалистов и получая от них все более сложные задачи.

Полезным будет найти ментора, посещать профессиональные онлайн и оффлайн события, где опытные специалисты делятся опытом, примерами и ошибками.

В таком сценарии новичок будет активнее развивать hard skills. Опыт переговоров и прямого взаимодействия с клиентом у него появится несколько позже.

Чаще Usability-специалисты выходят из близких сфер дизайна и углубляются в направление, когда уже имеют определенный опыт и зрелость. На discovery-фазах проекта чаще всего можно увидеть специалистов синиор-уровня, мидлы могут помогать им с детальной проработкой артефактов.

Возможности для карьерного развития

В ЕРАМ Experience-дизайнеры могут начать карьерный путь с уровня Associate, то есть — Junior. Для этого кандидаты приобщаются к внутренней Design School, по завершению которой наилучшие выпускники могут пройти интервью и получить предложение от компании.

После уровня Lead такие специалисты могут выбрать одно из направлений развития: либо развиваются профессионально до уровня Principal UX Designer, либо уходят в Design-менеджмент или Experience-консалтинг. В дизайн-менеджменте, кстати, тоже могут быть разные специфики и направления в зависимости от продукта, домена и компании.

Спрос на рынке труда

Как я уже отмечала, на украинском рынке труда позиции для Experience дизайнеров более распространены, чем для Usability-специалистов. Потому и вакансий больше для первой, более широкой специализации. У нас ценят экспертов, которые могут проделать как исследования, так и финальный дизайн интерфейса. Так сказать, комплексных или универсальных специалистов. А вот в Европе можно найти позиции и более специфические именно для Usability-специалистов.

Также отмечу, что такие эксперты чаще всего пользуются спросом в достаточно крупных компаниях от нескольких сотен специалистов.

Возможности для обучения

Когда я только начинала свой профессиональный путь в front-end разработке, учебных программ, в том числе по направлению дизайна, было совсем не много. Практически весь опыт нужно было приобретать методом проб и ошибок. Теперь — другое дело. У молодых специалистов есть много возможностей для обучения, многие компании при стабилизации ситуации готовы брать на обучение, а затем — трудоустраивать новичков.

Рекомендую использовать эти возможности и проходить полноценные курсы. Структурированная теория и хорошая практика ускорят свой профессиональный путь и помогут получить релевантный опыт. Это полезнее, чем самостоятельно читать множество материалов без системы.

Помните также, что дизайнер или Usability-специалист — это профессионал, напрямую сотрудничающий с конечными пользователями продукта и кое-где с клиентом. Поэтому важно быть зрелым и профессиональным.

Новичкам также рекомендую сфокусироваться на качественном портфолио — это лицо специалиста. Именно на портфолио смотрят те, кто принимает специалиста на работу. Важно увидеть кейсы, методологии, техники и домены, с которыми человек работал. Уделите портфолио значительное время, опишите по дизайн-процессу, какие вызовы преодолели, какие процессы разрабатывали, каких результатов достигли. Подготовьте пет-проекты: они будут полезны, если коммерческого опыта у вас пока нет.

Резюме, конечно, тоже полезный документ. Обработайте его, но обязательно продублируйте ключевые сведения в портфолио.

В конце напомню еще раз об английском. Кроме hard skills нужно уделять время иностранному языку, ведь Usability-специалисты и Experience-дизайнеры очень часто общаются и взаимодействуют напрямую с клиентом. Чтобы делать это профессионально, аргументировать свои дизайн-решения или предложения знать английский на достаточно высоком уровне необходимо. Мы в ЕРАМ при условии открытых вакансий рассматриваем кандидатов с уровнем минимум В2.

Также интересуйтесь хорошими кейсами, узнайте о новинках индустрии. Не забывайте об аналитическом мышлении, навыках презентации и в целом soft skills. Все это обязательно пригодится и на собеседовании, и при работе напрямую с клиентами.

Полезные ссылки

Articles

  • https://www.nngroup.com/articles/
  • Don’t Make Me Think Стивена Круга — классика, но новичку позволит расширить мировоззрение
  • Lean UX: Designing Great Products with Agile Teams от Джефа Готельфа и Джоша Сейдена позволит структурировать подход в работе с исследованиями

Courses

«В аналитику не получится войти только с университетскими знаниями». Кто такой data analyst и что нужно знать чтобы им стать?
«В аналитику не получится войти только с университетскими знаниями». Кто такой data analyst и что нужно знать, чтобы им стать?
По теме
«В аналитику не получится войти только с университетскими знаниями». Кто такой data analyst и что нужно знать, чтобы им стать?
«Это ты постишься картинки в Facebook, а тебе за это еще и платят?!» Кто такой SMM-специалист и как им стать
«Это ты постишься картинки в Facebook, а тебе за это еще и платят?!» Кто такой SMM-специалист и как им стать
По теме
«Это ты постишься картинки в Facebook, а тебе за это еще и платят?!» Кто такой SMM-специалист и как им стать
Кто такой Frontend-девелопер и как «оживить» вебсайт и сделать его приятным для пользователя
Кто такой Frontend-девелопер и как «оживить» вебсайт и сделать его приятным для пользователя
По теме
Кто такой Frontend-девелопер и как «оживить» вебсайт и сделать его приятным для пользователя

Больше об IT-профессиях — здесь

Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Електробайки по-українськи між Києвом та Лос-Анджелесом в «СКШ»

Дивіться, чим живе Delfast під час війни в Україні

Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.
Читайте также
«Моя финансовая цель — накопить $1 000 000, чтобы потом иметь пассивный доход и жить на него». Как айтишники тратят деньги и во что инвестируют
«Моя финансовая цель — накопить $1 000 000, чтобы потом иметь пассивный доход и жить на него». Как айтишники тратят деньги и во что инвестируют
«Моя финансовая цель — накопить $1 000 000, чтобы потом иметь пассивный доход и жить на него». Как айтишники тратят деньги и во что инвестируют
Зарплата айтишников в Украине — одна из самых высоких. И ИТ-отрасль во время войны — единственная отрасль, которая растет несмотря на войну. А айтишники среди тех, кто наиболее активно поддерживает армию. Средний месячный донат айтишника составляет 10% от зарплаты, или $270. dev.ua решил расспросить айтишников, куда они тратят деньги и во что инвестируют во время войны.
Не Патроном единым. Айтишник из EPAM шьет военную амуницию для собак: история чудо-стартапа для четырехлапых защитников Украины
Не Патроном единым. Айтишник из EPAM шьет военную амуницию для собак: история чудо-стартапа для четырехлапых защитников Украины
Не Патроном единым. Айтишник из EPAM шьет военную амуницию для собак: история чудо-стартапа для четырехлапых защитников Украины
Максим Лисович, Interior Designer в ЕРАМ Украина вне работы помогает амуницией украинским военным… собакам. Да, служебные псы носят уникальные жилетки и ошейники, имеют аптечки и турникеты. Четырехлапые в такой «одежде» более защищены и узнаваемы. По словам Максима, только на западе страны нас охраняют сотни военных собак. Максим помогает военным кинологам нести эту службу достойно, снабжая соответствующей амуницией, специальными аптечками и турникетами. Недавно он провел три дня подряд, собственноручно отшивая ошейники и поводки. А еще два года назад шить он не умел вообще. Вот история чудо-стартапа.
Австралийское зазеркалье. История Delivery Director EPAM, который из-за войны релокировался с семьей в Австралию: как адаптироваться и выжить за океаном?
Австралийское зазеркалье. История Delivery Director EPAM, который из-за войны релокировался с семьей в Австралию: как адаптироваться и выжить за океаном?
Австралийское зазеркалье. История Delivery Director EPAM, который из-за войны релокировался с семьей в Австралию: как адаптироваться и выжить за океаном?
Григорий Климов — директор по деливери и руководитель крупной Platform Engineering-практики в EPAM. Больше 10 лет он строил свою карьеру в украинском офисе, но война заставила его с семьей кардинально изменить жизнь. В марте Григорий с женой и тремя детьми уехали из родного Харькова, некоторое время провели в ЕС, а затем отправились в Австралию. «Я мечтал жить в этой стране, когда уйду на пенсию. Но война подтолкнула к тому, чтобы принять решение гораздо быстрее», — говорит Григорий. Вот его история.
Руководитель EPAM Ukraine: «Было бы классно иметь какие-то прозрачные, открытые механизмы выезда за границу для ограниченного количества людей»
Руководитель EPAM Ukraine: «Было бы классно иметь какие-то прозрачные, открытые механизмы выезда за границу для ограниченного количества людей»
Руководитель EPAM Ukraine: «Было бы классно иметь какие-то прозрачные, открытые механизмы выезда за границу для ограниченного количества людей»
Руководитель EPAM Ukraine Степан Митиш, до назначения отвечавший за киевский и винницкий офисы компании, дал большое интервью AIN. В компании он работает уже 16 лет, то есть знает об украинском IT-аутсорсе много, если не все. dev.ua выбрал самое интересное из разговора.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.