Вікторія ГорбікОружие
6 февраля 2024, 09:00
2024-02-06
«Пока я учился летать, разбил два тренировочных дрона». История предпринимателя, поставляющего в Украину глаза для военных
Украинский предприниматель и волонтер 24-летний Тимофей Соловьев еще до войны основал компанию RC Store, специализирующуюся на FPV-дронах. Он стал человеком, который фактически «открыл дверь» для FPV в Украину, потому что одним из первых начал завозить эти дроны еще до того, как это стало мейнстримом.
Тимофей рассказал dev.ua о своем пути, а также о FPV-дронах, их ценности и особенностях, которые готовят операторов дронов, сколько нужно времени, чтобы стать опытным пилотом и в чем особенности процесса.
Еще со школьного возраста Тимофей увлекался радиоуправляемыми самолетами, мечтал об игрушечном самолете на пульте управления, а после школы «летал» на компьютере через симулятор.
Впоследствии сам стал разрабатывать радиоуправляемые самолеты и дроны, в том числе и FPV. И часто сталкивался с ситуацией, когда падал самолет или ломалась какая-то деталь, что даже элементарные комплектующие он не мог купить в Украине, все приходилось заказывать из Китая. Однажды Тимофей заказал множество деталей для самолетов, а потом, когда увидел, что ему столько не нужно, решил остальные продать. Предложенные на доске объявления комплектующие разлетелись через несколько дней.
И в 2016-м, когда ему самому было 17 лет, сразу после окончания школы, основал компанию RC Store. Создал сначала сайт с доской объявлений, а позже и интернет-магазин по продаже деталей для радиоуправляемых моделей.
Настойчивость сворачивает горы
Еще в 16 лет, когда Тимофей собрал свой первый FPV-дрон, он понял, что эта область не очень развита в Украине. Случайно посмотрев на YouTube распаковку дрона одного из официальных представителей китайского производителя дронов DJI, привезшего первые DJI в Украину, он захотел также получить дилерство. Франшиза стоила $20 000.
Так, в начале 2017-го юноше дали дилерство и он получил возможность продавать дроны DJI в Украине. Первые попытки продаж были не очень удачными, но через несколько лет это направление в Тимофея взлетело, он набрал команду, а с 2020 года добавил еще собственный импорт китайских аксессуаров к дронам DJI. А в конце осени 2020 года начали также заниматься продажами дронов Autel.
FPV-первопроходцы
К концу 2020 года начали набирать популярность FPV-дроны. Появлялись видеообзоры европейских и американских видеоблогеров, умножались запросы, людей, которые хотели их купить.
Но в Украине не было ни одной компании, которая завозила даже набор для начинающего, чтобы начать летать и ознакомиться с FPV. Тогда это направление начал развивать Тимофей. Он начал с видеообзоров, которые делал вместе с друзьями-видеоблогерами. Видеоролики набирали миллионный просмотр. Затем Тимофей начал заключать контракты с самыми известными китайскими брендами, становился их дилеммами и завозил эти дроны в Украину.
А потом началась полномасштабная война и дроны для военных стали необходимыми.
Крылья для защитников
Еще с начала основания компании к Тимофею неоднократно обращались военные с просьбами о помощи в закупках техники из Китая и юноша по возможности пытался им содействовать. После 24 февраля он решил собирать дроны по дилерам в Европе. После DJI и Autel, очень популярных среди защитников, первенство заняли впоследствии беспилотники FPV.
Что касается FPV-дронов, то в начале полномасштабной войны единицы военных умели летать на них и вообще понимали, что это.
Компания Тимофея стала представителем бренда, занимающего лидерство среди тренировочных дронов. Поэтому к ним за помощью в закупках обращаются школы дронов, пилоты и инструкторы.
Кроме того, он почти четыре года учился на пилота в Украинской школе пилотов. Изучение теории и 40 летных часов в небе добавили ему экспертизу в понимание конструкции и поведения дронов в воздухе.
Как военные учатся летать
А как проходит сейчас обучение военных и что нужно, чтобы стать пилотом беспилотника?
В отличие от обычных коптеров, например Mavic от DJI, на FPV-дронах очень трудно научиться летать, потому что, по словам Тимофея, там совсем другая физика. Поэтому и процесс обучения здесь более долгий и более сложный. Итак, как готовят операторов дронов.
В общем, чтобы научиться управлять дроном, нужно в среднем три месяца, далее — оттачивание навыков и совершенствование работы оператора.
Первые шаги в полетах защитники начинают с симулятора на компьютере, куда устанавливается соответствующая программа. Это выглядит как компьютерная игра, к которой подключается аппаратура управления. Так в течение 3–4 дней будущие пилоты получат общее понимание, как устроена физика дрона, полетов, управления и т. д.
Следующим шагомвоенные изучают теорию как устроенная аппаратура управления, сам дрон, программа обеспечения и как работает связь. Кроме того, запоминают базовые запчасти дрона, с которыми могут столкнуться, в частности камера, видеопередатчики и их частоты и мощности, полетные контроллеры, моторы и прочее.
Третий шаг — полеты на маленькой тренировочной дроне типа Tiny Whoop, к которым приступают на 4-5 день обучения. На этом этапе процесс обучения отличается в разных школах. Некоторые выбирают сначала тренироваться в помещении: пролететь возле определенных предметов или облететь их по указанному маршруту, залететь в окна и т. д. В других школах начинают тренироваться на улице, чтобы учиться учитывать ветер и другие внешние факторы. Задания могут быть разные: пролететь сквозь трубу или дерево. На тренировочных дронах учат летать очень низко, на высоте до полутора метров, потому что на высоте дрон значительно сложнее выровнять, чтобы не перевернуться и ничего не задеть. Так военные тренируются еще день-два.
Потом уже переходят к четвертому шагу — полеты на настоящих дронах типа Long Range. Это основная категория дронов, используемых на войне. В первую очередь учатся правильно взлетать. На этом этапе школы также выбирают разные способы обучения, например, гоняются за автомобилями или учат приземляться на пикап. Один из самых главных навыков — научиться управлять дроном так, чтобы он двигался максимально плавно, это позволит сэкономить питание и пролететь более длинную дистанцию.
Особенность посадки FPV-дронов в том, что у них нет датчиков снизу, которые помогали бы и фиксировали коптер, оператору нужно максимально плавно и низко приблизиться к поверхности, а затем выключить питание, чтобы дрон опустился и минимально ударился. Вся стабилизация FPV-дронов полностью на 100% зависит от оператора.
Камикадзе или сбросы?
Чтобы управлять дроном со сбросом, нужно научиться сначала правильной технологии взлета. Сначала операторов учат взлетать пустым дроном, а уже потом — с дополнительным грузом, потому что технология полета отличается.
Следует помнить об особенностях связи дронов. Большинство коптеров, которые используются на фронте, работают с помощью аналоговой связи. То есть любой человек, имеющий монитор или очки, может просканировать каналы и за 15 секунд найти канал дрона и посмотреть его картинку. Опасность в первую очередь состоит в том, что враг может увидеть позиции военных, когда дрон возвращается к оператору.
К дронам с цифровой связью не подключишься без доступа к самому дрону. Это обеспечивает оператора. Именно эти дроны чаще всего используют для систем сбросов. Но это требует особого мастерства от оператора, чтобы попасть, учитывая скорость дрона, инерцию и т. д.
Поэтому в большинстве случаев FPV-дроны используют в качестве камикадзе. Оператор корректирует куда этот дрон должен удалить. Картинка, которую видит пилот, похожа на изображение на старом кинескопном телевизоре, иногда изображение понижает или появляются полосы помех. Кроме того, когда работает РЭБ или глушилка, то картинка у оператора может пропасть совсем.
Что еще нужно знать пилотам
Стандартизированного подхода к подготовке пилотов сейчас не существует. Некоторые школы добавляют в программу обучения операторов дронов информацию о военной технике и ее видах, чтобы понимать, куда эффективнее попадать — в водителя или двигателя. Кроме того, они могут изучать тактику и стратегию поражения целей.
В большинстве школ операторы должны сдать экзамен на владение дроном, в частности, взлететь, пролететь определенный маршрут или выполнить условное задание и приземлиться. По окончании курса оператор дрона получит сертификат. Некоторые школы могут даже отказать военному в получении сертификата, если его навыки недостаточны. Но теоретические знания почти никто не проверяет.
Документы, сроки, изменения процедуры и легальное использование оружия. Как купить оружие во время войны
В Украине растет количество желающих получить разрешение на оружие. За 8 месяцев работы Единого реестра огнестрельного оружия оформили почти 226 000 заявок на разрешение. 93% заявок были одобрены.
dev.ua напоминает, что после введения военного состояния процедуру легализации ношения огнестрельного оружия упростили. Вот какое оружие могут получить граждане Украины легально во время военного положения, как это сделать, где оно должно храниться и как его можно правомочно использовать. Кроме того, редакция избрала мнение юристов, которые описали ответственность за нелегальную покупку и использование оружия.
(обновленная публикация от 22.02.2022)
«День рождения выпал на самую жесть на передовой». История айтишника, рассказанная в паузе между боями с рф
Алекс Бочков — украинский айтишник, основатель стартапов Noplag и LabiOffice. Со второго дня полномасштабной войны против рф, он записался в ТРО, а после этого перевелся в ЗСУ. Сейчас парень воюет на самом «передке» на востоке Украины. Он дал нам это интервью в небольшой паузе между боями с русскими оккупантами. Вот его история.