💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Вікторія ГорбікТакая жизнь
21 марта 2024, 09:00
2024-03-21
«Мы — как такси, данные, куда проложен маршрут медицинским учреждением, но мы не знаем, что это за пассажир и почему он туда едет». На чем зарабатывает сервис Doctor Eleks, доходы которого в 2023 году выросли в 15 раз
Уже около 20 лет в Украине работает компания Doctor Eleks, которая стала практически монополистом в сфере разработки медицинских информационных систем для больниц и других медицинских учреждений. За последний год, пришедшийся на второй год полномасштабного вторжения, доходы компании выросли почти до 17 млн грн из убытков в 2 млн грн, которые компания получила в 2022 году. По сравнению с довоенным 2021 годом это рост почти в 15 раз. Помимо больниц ПО Doctor Eleks с прошлого года используется и лабораториями и другими заведениями.
dev.ua удалось пообщаться с Инной Шимкив, операционным директором Doctor Eleks, работающей в компании 6,5 лет. Свой карьерный путь она начала с должности директора по развитию и коммуникациям, а последние 2,5 года занимает должность операционного директора. Руководительница рассказала о развитии компании, защите персональных данных, выходе на международные рынки и сложностях, с которыми столкнулась компания на пути.
— Doctor Eleks получил рекордные за несколько последних лет результаты — за 2023 год чистая прибыль компании составила почти 17 млн грн, хотя 2022 вообще был убыточным. С чем связан такой рост?
Здесь сыграли несколько факторов. Часть ответа в том, что мы работаем с коммунальными учреждениями, которые получили возможность распределять деньги в соответствии со своими потребностями, в частности, финансировать развитие необходимых им направлений и непосредственно сотрудничать с медицинскими информационными системами.
Кроме того, мы расширили линейку продуктов, что тоже дало хороший результат. В прошлом году вступление в силу требования об обязательности наличия МИС во всех учреждениях до 1 апреля 2023 года, имеющих лицензию на ведение медицинской практики, произошел значительный прирост клиентов по всем решениям. И мы были к этому готовы, потому что заранее проработали организационную структуру для того, чтобы иметь возможность и возможность прорабатывать имеющиеся запросы.
Также добавились новые направления, такие как реабилитация или психологическая помощь. Эти направления выросли очень существенно. Мы работаем с крупнейшими реабилитационными центрами мероприятия Украины, в частности, Unbroken и другими, которые начали активно развиваться в 2023 году. У нас есть своя команда разработчиков, которая сейчас очень много внимания уделяет тому, как мы можем развить продукты для того, чтобы легче, скорее, правильнее фиксировать работу с реабилитацией. Ибо такого спроса на реабилитационные услуги до войны не было. Сейчас это огромный вызов.
— Расскажите, на чем вы зарабатываете?
Doctor Eleks — это медицинское технологическое решение для учреждений здравоохранения, охватывающее все процессы работы с пациентами: от момента первичного обращения до последующей коммуникации после завершения лечения. В системе аккумулируется большинство данных, которые обращаются в медицинских учреждениях, ведь медицинский бизнес — это сложный бизнес, без автоматизации здесь тяжело. Я не назову Doctor Eleks ERP, потому что мы не можем работать в другой отрасли, слишком заточен продукт для медицины, чего нет у других ERP.
Сначала у нас был один продукт — медицинская информационная система для медицинских учреждений. В 2021 году возникла потребность в трансформации и решениях для разных пользователей системы и в результате появились четыре разных продукта для: частных медицинских учреждений, коммунальных учреждений, медицинских кабинетов, аптек и т. д. В частности, решение медицинского кабинета позволяет быстро и с минимальными настройками развернуть систему для небольших медицинских учреждений или кабинетов.
То есть система, настроенная под бизнес-процессы конкретного медицинского учреждения, собирающая данные из разных источников и имеющая возможность интегрировать различные дополнительные сервисы, такие как телефония, бухгалтерские системы, диагностическое оборудование и т. д.
Автоматизация помогает исключать или максимально уменьшать человеческий фактор, минимизировать внесение некорректных данных или ошибок. Кроме того, наши продукты могут быть дополнены пациентским и лекарственным мобильным приложением, а также доработаны под индивидуальные запросы клиентов.
— Действительно ли Doctor Eleks практически монополист среди автоматизации медицинских больниц?
Нет, мы не являемся монополистами, хотя есть определенная категория клиентов, преимущественно это крупные частные медицинские учреждения, широко использующие систему Doctor Eleks. Кроме того, есть целые регионы Украины, где реализованы проекты автоматизации коммунальных заведений городов и регионов.
— Может к системе приобщиться врач, имеющий частную практику?
Так, любой врач, имеющий частную практику, например работает как ФЛП, может приобрести систему Doctor Eleks для медицинских кабинетов.
— Как происходит интеграция Doctor Eleks в ЕСОЗ?
Doctor Eleks — медицинская информационная система, согласно договору, заключенному с Государственным предприятием «Электронное здоровье», подключенной к Центральной базе данных ЕСОЗ (Электронной системы здравоохранения). Обмен данными между системами происходит посредством API.
— В некоторых судебных решениях иногда можно увидеть упоминание системы Doctor Eleks как источник информации, на которую ссылаются правоохранители. Расскажите где все же находятся данные? А также о безопасности системы и есть ли риски утечки?
Когда я говорю о том, что мы хаб данных, то надо дойти до деталей и уточнить, что владельцем данных, вносимых в систему, является непосредственно учреждение здравоохранения. Doctor Eleks разработан и функционирует с соблюдением всех требований законодательства по безопасности данных, включая персональные и медицинские.
Наша политика: данные заведения — это данные заведения. Поэтому мы организовываем передачу данных через наше апи, но ничего не делаем с ними. Это важно.
Но кроме того, у нас в компании есть отдельный специалист, занимающийся безопасностью данных и консультирующий клиники, потому что это актуальный вопрос.
Можно написать отдельную обширную статью по архитектуре в реформе, потому что электронная система здравоохранения построена таким образом, чтобы разделить данные и таким образом их сохранить. Если очень коротко — воспользоваться имеющейся в системе информацией может только владелец. И это первое, что у нее закладывалось.
А нам нужно быть такими трубами, которые проводят шифруемые данные. Потому, соответственно, так оно и происходит.
— Насколько достоверны данные в системе?
Говоря о достоверности данных, могу сказать, что внутри учреждения, все, что врачи вносят в систему, они подписывают личной подписью, то есть гарантируют правильное внесение данных от своего имени.
Есть описанный Государственным предприятием «Электронное здоровье» функционал, которому все медицинские информационные системы и Doctor Eleks в том числе, должен жестко отвечать. И мы со своей стороны, настраивая систему, добавляем определенные напоминания, проводим вебинары и обучение относительно того, какую информацию важно внести в систему, а чего нельзя делать, чтобы минимизировать механические ошибки врачей и упростить внесение информации, где это возможно.
Таким образом можно подытожить, что система включает в себя информацию, которая контролируется и проверяется. Есть какие точечные моменты ошибочных действий, но они все же точечные. Сам процесс отладки работы и стабилизации займет еще некоторое время, поскольку потребует доработки механизмов облегчения работы врачей и поддержки во внесении данных без ошибок.
— С какими сложностями столкнулась компания с самого начала полномасштабного вторжения?
У нас были проблемы, если можно так сказать, более традиционные для IТ-сообщества. Это было связано с тем, что люди переезжали за границу или люди нуждались в релокации, потому что они были в тех областях, которые очень сильно пострадали. Я сама переехала из-под Киева после 24 февраля в 2022 году, потому что о войне узнала по звукам павших рядом с домом ракет.
К сожалению, из-за таких огромных испытаний, с которыми сталкиваются украинцы, каждый прошел через переоценку себя и своего вклада — и в результате произошли массовые изменения в рабочем плане многих.
Все эти изменения невозможно предусмотреть, но они имеют существенные последствия для компаний. Ведь Doctor Eleks не на день не останавливал работу, и мы непрерывно оказывали поддержку нашим клиентам. Это вызов для любой компании и тяжелое испытание для руководителей направлений.
— Что планирует компания на будущее?
Мы очень сфокусированы на Украине и украинских клиентах, но точно хочется выходить за границу, делиться своим опытом и делать больше. Мы стараемся активно выйти за границу, в планах Восточная Европа, Молдова, Польша, затем Грузия и Азербайджан. На этот год у нас задача закрепиться и перезапустится в Молдове, где наше сотрудничество уже длится много лет и сейчас оно нуждалось в перезапуске.
Кроме того, хочется предоставлять больше сервисов для пациентов. Это новый вызов на этот год. Поскольку государство будет запускать кабинет пациента, мы будем расширять свои векторы с B2B на B2C.
Также мы очень активно включились в процессы, которые сейчас есть по реабилитации. Хочется поддержать их и с точки зрения социальной миссии, и с точки зрения развития.
— Как вы помогаете себе и коллективу держаться?
В это сложное военное время для работающих есть дилемма, с которой трудно справиться. Она формулируется так: «достаточно ли я много работаю и волонтеру, ведь люди отдают здоровье и жизнь, защищая страну». С этим вопросом не просто управиться, и можно дойти до выгорания, когда восстановиться будет крайне тяжело. Чтобы самостоятельно справиться с ней для себя, я приняла несколько простых правил: бываю на свежем воздухе регулярно (гуляю со своей собакой), делаю перерывы на выходные и отпуск, вернулась к хобби (вышиваю, читаю, слушаю аудиокниги) и провожу время с близкими, кроме роботы и волонтерства.
Эта дилемма присутствует и у коллег, поэтому обращаю внимание на перерывы в работе, на отпуска, когда кто-то их не берет длительное время. Кроме всего, нам помогает сама работа, она ценна и ощутима по происходящим в Украине изменениям. Мы участвуем в реформе здравоохранения, мы помогаем медицинским учреждениям, лечащим пациентов. Мы ведь все люди, мы тоже бываем пациентами и с результатами нашей работы пересекаемся на визитах к врачам.
Из интересных запросов, которые стали появляться в команде, это запрос на встречи вживую, чтобы пообщаться и провести совместно время. Мы конечно после пандемии приучились к дистанционной работе, но личное общение ничто не заменит. С начала полномасштабной войны мы в Doctor Eleks не проводим никаких корпоративных мероприятий, но стали делать небольшие встречи команд. Кроме того, мы поддерживаем волонтерскую активность наших работников. Если они участвуют в каком-либо собрании или что-то организуют, присоединяемся. У нас также есть коллеги, которые воюют буквально с самого начала, мы постоянно с ними на связи, передаем им разную поддержку и это тоже вдохновляет.
Медсестра, заберите мою кровь! Украинцы создали гипермаржинальний сервис для сдачи анализов с выручкой в $35 000 в месяц. Как это работает?
Иногда говорят, что хорошо оказаться в нужное время в нужном месте. Именно так можно сказать о стартапе Lab24. Чуть больше, чем полгода назад стартап ворвался в Киев, оказавшийся в «красной зоне», с очень уместным предложением — вызывать домой медсестру, которая может собрать все анализы.