«Рекомендовали иметь совесть». UI/UX Designer пожаловалась на заказчика, который недоплатил ей за работу. Что произошло?
UI/UX Designer Екатерина Рыбальченко поделилась опытом о том, как, проделав работу, не получила полную оплату за нее.
UI/UX Designer Екатерина Рыбальченко поделилась опытом о том, как, проделав работу, не получила полную оплату за нее.
UI/UX Designer Екатерина Рыбальченко поделилась опытом о том, как, проделав работу, не получила полную оплату за нее.
«Осторожно, мошенники! И это, к сожалению, не кликбейт, а правда. Помните, я говорила, что мне везет на людей? Забудьте. Рассказываю все по порядку.
Мне в LinkedIn поступил запрос от заказчика о создании CRM-системы. Договорились о встрече, обсудили все детали, я получила свой аванс и заработала. Каждый этап соглашался с ним, вносились соответствующие поправки (их было немного). Да и вообще работать было очень легко», — рассказала Екатерина.
Перед последней встречей девушка заметила, что человек начал медленно отвечать. «Думаю: „Ну ок, занятый человек, работа“). А на самом деле это был первый красный флажок», — говорит она.
Далее Екатерина запланировала финальную встречу с заказчиком, на которую он не пришел, а затем перенес на другой день. «Думаю: «Ок, понимаю, работа важнее») — второй ред флег, — отметила девушка.
«После последней встречи, на которой вообще не было правок, а только: „Ок, мне все нравится“, я посчитала и написала, сколько еще денег жду за свою работу (файл, конечно, отправляю уже после оплаты), в ответ получила: „Должен сделать финальный круг с заказчиком“», — рассказывает дизайнер.
После этого контактное лицо со стороны заказчика исчезло на неделю.
«Думаю: „Да, работа, святая, может занята“. Договорились на встречу вчера. В 21:40 состоялась эта встреча — „фидбек от заказчика“ (потому что оказалось, что человек не заказчик, а посредник). Я снова показала дизайн, где мне уже в два голоса (прибавился еще женский) говорили, что все не так. Мои слова: „Мы с вами все согласовывали и вам все нравилось. Почему не говорили, что нужно изменить?“ не получила ответа. Вопросы были даже к цветам, которые уже давно были им же и утверждены, и к шрифтам, которые также утверждались на первых встречах», — отметила Екатерина.
После этого она получила сообщение: «Мы решили отказаться от дизайна». «По моему: „Окей, заплатите за проделанную работу“ получила море информации, что в дизайне и правила нарушены, и цвета не те, и вообще дизайн не тот. Денег мне не заплатили, а рекомендовали, дословно: „иметь совесть“», — рассказала она.
«Сказать, что я в шоке — ничего не сказать. Я верю в людей, доверяю им, но после этой ситуации уже не знаю, как должна себя вести. Это со мной впервые (надеюсь, и в последний раз). Задумалась о создании договора», — поделилась девушка.
Сообщение Екатерины собрало более сотни комментариев. Мы выбрали самые интересные из них.
Алексей Широков, UI/UX Designer, считает, что следует заключать договор и просить или разработать брендбук и UI kit, который затем утвердить, чтобы была основа. «Ибо были истории „Вы будете перерабатывать, пока нам не понравится“. Все утверждать подписями и находить компромисс. Правки — их комменты в „Фигме“. Выставлять счета за свои услуги, если такова история», — отметил он.
Аналогичный опыт имела и дизайнер Мария Бахмацкая. «На будущее ко всему прочему добавить ведение аудиозаписи на кругах. Количество бесплатных правок если заказ большой обсуждать, лучше да, договор. Оплата за каждый небольшой пройденный этап», — отметила она.
По мнению Святослава Гузя, Product Designer, должен быть ФЛП и договор. «Но если у них ФЛП нет, то договор можно считать недействительным. У меня тоже была похожая ситуация на очень большом проекте на $15 000, где заказчики просто отказались от дальнейшего сотрудничества, потому что „не так посчитали“, но там работа еще не была сделана полностью», — говорит он.
«Обычно хорошая тактика в таком случае, когда не уверен, доплатят ли тебе — брать подписку столько, сколько было бы достаточно для самого контракта. А постоплату брать только бонус, по сути. Конечно, это немного труднее. Но ведь… Или брать больше 50% подписки, или набрать храбрости и не стесняться оценивать себя вдвое дороже», — отметил Юрий Лаврешин, Data Analyst.
Евгений Ткаченко, UX/UI designer, считает, что если проект долговременный, подписка должна быть в размере 30–50%. «Далее — оплата поэтапно и, конечно, обсудить количество правок и стоимость, если вышли за оговоренное количество. И получается, что максимально плохое, что может произойти, это вы не доделаете проект до конца. Но полную оплату вашей работы получите в любом случае», — отметил он.