Мертві душі Helsi 🔥

«Мы очень тщательно следим, чтобы ни одна копейка от нас не пошла в россию». Большое интервью с украинской студией Starni Games, которая делает стратегии, от которых горит у россиян

Украинская студия Starni Games известна своей успешной серией стратегий Strategic Mind, посвященных Второй мировой войне. Их особенность заключается в сюжетной кампании, состоящей из двух частей — исторически правдивой и альтернативной, показывающей, как иначе могли бы развиваться известные события.

Недавно у Starni Games вышла новая, уже пятая часть Strategic Mind — Spirit of Liberty. Она рассказывает о героическом сопротивлении финнов, которое они оказывали вторжению Советского Союза.

Мы поговорили с Александром Сениным, Lead Game Designer и COO студии, о новой игре, параллели с российским вторжением в Украину и планах.

Оставить комментарий
«Мы очень тщательно следим, чтобы ни одна копейка от нас не пошла в россию». Большое интервью с украинской студией Starni Games, которая делает стратегии, от которых горит у россиян

Украинская студия Starni Games известна своей успешной серией стратегий Strategic Mind, посвященных Второй мировой войне. Их особенность заключается в сюжетной кампании, состоящей из двух частей — исторически правдивой и альтернативной, показывающей, как иначе могли бы развиваться известные события.

Недавно у Starni Games вышла новая, уже пятая часть Strategic Mind — Spirit of Liberty. Она рассказывает о героическом сопротивлении финнов, которое они оказывали вторжению Советского Союза.

Мы поговорили с Александром Сениным, Lead Game Designer и COO студии, о новой игре, параллели с российским вторжением в Украину и планах.

О студии, работе в условиях войны и отложенном релизе

— Сколько сейчас сотрудников работает в Starni Games, где находится основная команда? Приходилось ли нанимать новых разработчиков во время войны или, может, наоборот — проводить сокращения?

Студия основана Игорем Тимошенко, программистом и гейм-дизайнером с более чем 20 летним опытом, за свой счет. Игорь продолжает играть ключевую роль в компании, как СЕО, и как технический директор и продюсер.

Когда я пришел работать в компанию, я был четвёртым человеком в офисе, а перед началом вторжения нас было уже 15. Вся наша команда находится в офисе в Киеве. После начала войны, мы несколько месяцев работали дистанционно, но уже в июне 2022 года возобновили работу нашего офиса.

Наш пример нетипичен, но в 2022 году наша команда выросла с 15 до 29 человек, поэтому мы не только продолжали все выплаты вовремя и никого не увольняли, но и активно нанимали новых людей, чтобы усилить нашу команду.

— Релиз Strategic Mind: Spirit of Liberty должен был происходить в конце 2021 года в начале 2022 года. Что помешало выпустить ее перед полномасштабным российским вторжением?

Да, действительно выход игры пришлось перенести. Здесь совпало две вещи — начало войны и активная работа над нашим другим проектом Headquarters: World War II. Поскольку второй проект мы делаем вместе с паблишером из Британии — Slitherine Software, мы должны были продолжать выполнять наши обязательства, в то время как Spirit of Liberty это был исключительно наш проект.

Поскольку в результате наша производительность на время упала по объективным причинам, пришлось сфокусироваться на одном проекте, чтобы не подвести партнеров. Также мы выпустили небольшой полностью бесплатный проект Ukraine War Stories о начале войны в Украине с точки зрения гражданских людей на только что оккупированных территориях.

Но как только мы возобновили полноценную работу и увеличили нашу команду, мы смогли возобновить работу над Strategic Mind: Spirit of Liberty.

Александр Сенин, Lead Game Designer и COO Starni Games, отвечающий за то, какой должна быть игра и за слаженную работу всей команды. Фото: Gamedev DOU

— Как российская агрессия повлияла на работу студии, что релиз почти готовой игры задержался на полтора года? Сильно ли она изменилась за это время? С какими сложностями вы столкнулись во время войны?

Первый месяц мы почти не работали (но зарплату платили вовремя и в полном объеме), второй месяц — частично, по мере возможностей (каждый сам решал, сколько и когда ему работать). Через три месяца возобновилась нормальная работа, начали брать новых людей в команду.

Затем, был проблемный период с конца осени, когда начались постоянные отключения света, это создали для нас много проблем и довольно сильно замедлило работу (все работали из дома и ловили часы когда есть свет, но у всех это было разное время, поэтому командная работа очень страдала).

С середины декабря мы установили генератор в офисе и смогли снова вернуться к работе из офиса с нормальным графиком (а не посреди ночи пока есть свет). С марта 2023 г. у нас уже особых проблем в этом плане нет. Конечно, война создает дополнительные сложности, но боремся с ними как можем.

О Strategic Mind: Spirit of Liberty, реакции россиян и локализации

— Сколько человек работало над Strategic Mind: Spirit of Liberty? На каком движке создавали проект?

Теперь даже сложно сказать, потому что часть людей выполнила свою часть работы еще в 2021 году и сейчас у нас не работает, а часть команды не работала с этим проектом. Все это отображено в Credits.

Ориентировочно над проектом работало 10–20 человек в разное время. Плюс люди не из нашей команды — актеры озвучки, звуковые дизайнеры, переводчики. В частности, украинскую локализацию игры делала команда UNLOCTEAM, с которой мы сотрудничали и раньше.

— Расскажите, чем особенно Strategic Mind: Spirit of Liberty по сравнению с предыдущими частями серии. Какие основные главные изменения в геймплее?

В целом вся серия базируется на одном наборе механик и правил (это одна из основ серии), которые постоянно обрабатываются. То есть если мы что-то изменили фундаментальное в Strategic Mind: Spirit of Liberty, мы делаем также апдейт всех предыдущих игр и там тоже эти изменения вносим. Поэтому главные отличия лежат преимущественно в другой плоскости.

Во-первых, в проекте две новые компании за Финляндию — историческая (охватывающая все основные события 1939–1945, а это целых 3 войны — Зимняя, Продолжение и Лапландская), и с альтернативной историей (где финны отрезают СССР от ленд-лиза, захватывают Ленинград, а затем даже Москву в 1941 году).

Также, на этот раз мы хотели показать, что финнам не хватает всех типов вооружения, и они очень ограничены в ресурсах, поэтому игроку приходится обходиться очень ограниченными и часто устаревшими видами вооружений. А также пытаться захватить трофейную советскую технику и дальше воевать на ней.

В то же время у финнов полно своих уникальных героев, которых можно получить по ходу игры, и уникальных способностей штаба, которые могут сильно влиять на проведение операций. Также финская пехота достаточно мощная, что частично компенсирует нехватку бронетехники.

Скриншот Strategic Mind: Spirit of Liberty. Источник изображения: Steam

— Strategic Mind: Spirit of Liberty — это уже пятая часть серии стратегий о Второй Мировой. Изменилось ли у разработчиков отношение к сеттингу после начала российской войны против Украины? Не думали ли начать разработку в других жанрах или сеттингах?

Отношение к сеттингу сильно не изменилось, хотя, конечно, сейчас видим еще больше параллелей с нашей современной реальностью.

На самом деле, все тексты игры были написаны еще в 2021, но сейчас они актуальны как никогда, и читая их сложно поверить, чтобы они были написаны в 2021, поскольку очень хорошо описывают то, что сейчас происходит в Украине — это произошло исключительно из-за исторического сходства событий, описанных в игре, с нашим настоящим.

Относительно разработки в других сеттингах или жанрах, мы никогда не планировали ограничиваться исключительно Второй Мировой, поэтому да, планы есть. В других жанрах я считаю нашим дебютом Ukraine War Stories, и, как говорится, дальше будет. Будут и новые сеттинги и новые жанры, но на все нужно время, и оно измеряется годами.

— Одна из предыдущих частей — Strategic Mind: Blitzkrieg — когда-то спровоцировала бурную реакцию на россии через альтернативную историческую кампанию, в которой немцы прошлись парадом по Красной Площади. Дмитрий Песков даже назвал ее «очень плохой игрой», а роскомнадзор заблокировал продажи на территории России. Ожидаете ли вы подобной реакции россиян на Spirit of Liberty?

Столь же масштабной реакции как в 2020 — нет. То, что отдельные люди будут что-то такое писать — возможно, но это ни на что реально не влияет. Поэтому это не слишком нас беспокоит.

Тогда в 2020 действительно это у них по всем каналам крутили, по крайней мере, по часу на «россия 24» и даже на Первом канале сразу после вечерних новостей. А сейчас, я думаю, не до того им уже. Если коротко, то я думаю на этот раз комментариев Пескова мы не дождемся.

— В 2021 году на подкасте у Сергея Галенкина основатель Starni Games Игорь Тимошенко упоминал статью в New York Times о скандале с россией, а также шутку своего друга о том, что разработчики «обменяли российский регион [который приносил им всего 5% прибыли] на статью в NYT». Не думают ли сейчас в Starni Games самим заблокировать продажи своих игр для россиян?

Да, было такое. Если откровенно, очень мало россиян покупают наши игры, но если они хотят узнать реальную историю Второй Мировой (признанную во всем цивилизованном мире, а не советское лживо), и готовы за это заплатить немного денег в украинский бюджет (а я не сомневаюсь, что государство в целом и ВСУ найдут им хорошее практическое применение) — мы не видим смысла преграды.

Мы очень тщательно следим, чтобы ни одна копейка от нас не пошла в Россию — мы не работаем ни с одной компанией, имеющей хотя бы одного сотрудника физически на территории России, или ею владеют граждане России и т. д. Потому что нельзя поддерживать экономику противника. Но если россияне хотят нас поддержать, и приобретя нашу игру дать нам возможность больше задонатить на ВСУ, уплатить налоги и т. д., то мы не видим смысла им мешать.

Тем более что изменить регион Steam и обойти такой запрет им было бы несложно, да и традиционное пиратство никто не отменял.

— Strategic Mind: Spirit of Liberty имеет украинский язык, как и предыдущие 3 части франшизы. Но там также указано наличие русской локализации. Почему ее решили оставить и будет ли она присутствовать в следующих проектах Starni Games?

Дело в том, что на этом языке пользуются люди в разных странах мира, например, в Израиле и даже в США. Поэтому мы не рассматриваем ее как нечто, принадлежащее исключительно России.

Кроме того, если мы можем доносить объективное видение событий Второй Мировой до русскоязычной аудитории (многие из которых выросли на советских мифах, которые мы опровергаем в каждой из наших игр по Второй Мировой), то нам кажется, что это может быть полезно для Украины.

Потому что в определенной степени нынешняя война является эхом десятилетий лживой истории, въевшейся в мозг огромного количества людей на постсоветском пространстве. Именно поэтому именно в наших играх иметь русский язык это, на мой взгляд, очень полезно с просветительской точки зрения.

Что касается будущих проектов Starni Games — мне сложно сказать. Это довольно сильно зависит и от проекта и от потенциальных партнеров, с которыми мы будем над ним работать, поэтому рано об этом говорить, но вполне возможно, что в определенных проектах русского не будет. К примеру, в Ukraine War Stories мы специально добавили русский, чтобы доносить объективную информацию о событиях.

Скриншот из Ukraine War Stories. Источник изображения: Steam

— Изменилось ли у разработчиков отношение к своей игре в свете российского вторжения? Многие сравнивают героическое сопротивление финского народа нападению СССР в XX веке с тем, как сейчас Украине удается отражать нашествие России уже более 500 дней. Какие параллели видят в студии?

Параллелей очень много, мы видели их еще исходя из событий 2014–2021, но сейчас конечно масштаб войны гораздо ближе к событиям Второй Мировой. К примеру, по количеству войск и размеру фронта событий очень похожи, но на этом сходство только начинается.

Во-первых, это неспровоцированное захватническое нападение с планами смены власти и аннексии территории. Во-вторых, большая страна нападает на меньшую и планирует захватить ее через несколько недель. В-третьих, ожесточенное сопротивление, потому что это война на выживание страны.

Финам было гораздо сложнее, потому что население страны (3.7 млн) тогда было меньше современного Киева, при этом они должны были выставить армию по размеру почти как у нас сейчас.

В-четвертых, нехватка оружия, особенно тяжелого — танков, авиации, флота и т. д. В-пятых, идеологическая борьба с лживо советской пропагандой и лживыми договоренностями (мирное соглашение и т. п.). В-шестых, увлечение большого количества вражеской техники в окружениях и ее использование против врага. И этот список можно продолжать довольно долго.

О новой игре, планах и украинском геймдеве

— Игрокам следует ожидать новую часть Strategic Mind? О каком театре боевых действий она может быть? В том же подкасте Сергей Галенкин вспоминал Китай в период Второй Мировой, где были очень насыщенные и трагические события, но довольно слабо представленные в играх и кино. Не думали ли об этом сеттинге?

Думали о разных вариантах, но пока на чем-то конкретном не остановились. Пока никакой конкретики относительно дальнейших планов нет. Время покажет.

— В Steam указано, что Starni Games работает над игрой Headquarters: World War II вместе с новым издателем. Это также пошаговая стратегия в сеттинге Второй Мировой, но она не входит во франшизу Strategic Mind. Расскажите, пожалуйста, об этой игре.

Если Strategic Mind это стратегический уровень планирования — например, оборона Киева, то Headquarters: World War II — это тоже пошаговая стратегия, но тактического уровня планирования, например бой за село или какую-нибудь посадку.

В ней максимально реалистичная графика с реальными пропорциями и каждое поле боя по размеру около 1 кв. километра. Важно позиционирование каждого подразделения, например лобовая броня танка более мощная, а тыловая — слабая, и так далее.

В игре изображены события лета 1944 года — высадка в Нормандии, и играть можно за три стороны: Великобритания, США и Германия. Также в игре доступен мультиплеер до 4 игроков.

— Вы одними из первых украинских разработчиков начали рефлексировать на тему российско-украинской войны, выпустив подборку визуальных новелл Ukraine War Stories. Сейчас все больше украинских студий начинают это делать, например в Hollow Home хотят показать выживание мальчика в украинском городе, разрушенного россией, а разработчики Glory to the Heroes работают над целым (несколько скандальным) шутером. Что вы об этом думаете, что увидим мы еще одну игру от Starni Games об этих событиях?

Да, действительно, мы были одними из первых. Ukraine War Stories — это полностью бесплатный проект, не приносящий нам денег, но призывающий донатить в крупнейшие украинские благотворительные фонды людей со всего мира. А также доносит объективную информацию о событиях в начале российского вторжения в Украину.

Наша цель была, чтобы люди по всему миру видели не просто заголовки такие как «В Украине погибло Х людей», а прочитали полную историю, почувствовали на себе (в определенной степени) ужас разрушения привычной жизни и начала оккупации и всех ужасов, связанных с этим. . Чтобы они сопереживали персонажам игры, которые являются сборными образами основанными на реальных рассказах очевидцев, и лучше поняли происходящие в нашей стране события.

— Изменился ли рынок геймдева за эти полтора года по вашим ощущениям? Какие основные тренды в современном украинском геймдеве вы могли бы выделить?

Конечно, достаточно сильно. Всем пришлось адаптироваться к военному времени. Действительно, увеличилось количество проектов о войне в Украине, но пока это преимущественно малые, или средние проекты — Hollow Home, пожалуй, самый большой из того, что я знаю. Думаю, это будет продолжаться довольно долго, но пока не знаю, появятся ли действительно большие проекты на эту тему с иностранным капиталом — время покажет.

Скриншот из Hollow Home. Источник изображения: Steam

— Пока выглядит так, что война стала толчком для развития милитарных игровых историй. Вы делали это еще до того, как это стало мейнстримом. Как вы думаете, когда военная тематика может исчезнуть из украинских игр?

Это естественно, и думаю продлится довольно долго, даже после окончания войны. Более того, я думаю некоторые крупные проекты с действительно большими бюджетами, если и появятся, то только после завершения войны.

Я думаю, что такое развитие событий вполне логично — общество реагирует на ту реальность, которая нас сейчас окружает. Понадобится много лет мирной жизни, чтобы данная тематика снова отошла на второй план.

С одной стороны, я понимаю, что у многих есть травматический опыт, и им наоборот не хочется тратить свое свободное время на воспоминания об ужасах войны. С другой стороны, важно рассказывать правду о современных событиях, чтобы уберечь следующие поколения от тех же ошибок — мы пытались это сделать в нашей серии Strategic Mind по Второй Мировой, но наших усилий оказалось мало.

Например, изучая историю Второй Мировой, я понимал накануне вторжения, что россия не сможет захватить Украину имеющимися силами. Возможно, когда уровень образования и осведомленности людей будет намного выше, такие войны будет очень сложно начать (со стороны агрессора). Вот только произойдет это очень не скоро.

Как видим, 80 лет говорили «Never again», и вот вам снова… Но в то же время во многом это произошло из-за того, что у соседей вместо «Never again» было «Можем повторить». Именно поэтому я подчеркиваю важность знания и понимания объективной истории. Не думаю, что значительное количество наших игроков хотели бы повторения событий Второй Мировой, потому что они имеют более исчерпывающую и объективную картину тех событий, а не героические мифы.

Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Украинская Strategic Mind: Spirit of Liberty вышла в Steam. В ней игроки помогут Финляндии отразить нападение СССР.
Украинская Strategic Mind: Spirit of Liberty вышла в Steam. В ней игроки помогут Финляндии отразить нападение СССР.
По теме
Украинская Strategic Mind: Spirit of Liberty вышла в Steam. В ней игроки помогут Финляндии отразить нападение СССР.
Как молодая украинская Campfire Studio выпустила 3 ​​игры за 15 месяцев. Интервью с разработчиками о релизе нового проекта успех My Dream Setup и планы
Как молодая украинская Campfire Studio выпустила 3 ​​игры за 15 месяцев. Интервью с разработчиками о релизе нового проекта, успехе My Dream Setup и планах
По теме
Как молодая украинская Campfire Studio выпустила 3 ​​игры за 15 месяцев. Интервью с разработчиками о релизе нового проекта, успехе My Dream Setup и планах
«Sand – это о том, что можно сделать игру где вообще не будет россиян». Интервью с создателями шутера о галичанах в космосе
«Sand — это о том, что можно сделать игру, где вообще не будет россиян». Интервью с создателями шутера о галичанах в космосе
По теме
«Sand — это о том, что можно сделать игру, где вообще не будет россиян». Интервью с создателями шутера о галичанах в космосе
Один в поле воин. Как дизайнер из Мукачево самостоятельно создал игру о местном замке Паланок
Один в поле воин. Как дизайнер из Мукачево самостоятельно создал игру о местном замке Паланок
По теме
Один в поле воин. Как дизайнер из Мукачево самостоятельно создал игру о местном замке Паланок
За лаштунками лабораторії, військової школи та минулого героя

Ігор Федірко, співзасновник «Вектор-оптичної лабораторії» в Ukrainian Underdogs від dev.ua

Читайте также
Игровой фронт. 25 патриотических игр этой войны, в которых можно уничтожать путина и оккупантов, а еще — быть волонтером
Игровой фронт. 25 патриотических игр этой войны, в которых можно уничтожать путина и оккупантов, а еще — быть волонтером
Игровой фронт. 25 патриотических игр этой войны, в которых можно уничтожать путина и оккупантов, а еще — быть волонтером
Во время войны украинские разработчики создали десятки мини-игр. Кто-то взял как базу сюжета военный фольклор — историю об украденных фермерами танках и выведенных в биолабораторию боевых гусях. Кто-то дал возможность украинцам снять стресс и избивать президента россии любым возможным способом.  
Война совсем рядом: 10 пунктов, наличие которых обязательно нужно предусмотреть, чтобы выжить. Подробная инструкция для айтишников и не только
Война совсем рядом: 10 пунктов, наличие которых обязательно нужно предусмотреть, чтобы выжить. Подробная инструкция для айтишников и не только
Война совсем рядом: 10 пунктов, наличие которых обязательно нужно предусмотреть, чтобы выжить. Подробная инструкция для айтишников и не только
Война в Украине продолжается. Сегодняшнее утро напомнило события 24 февраля. Однако, поскольку внимательность украинцев пока усыплена, dev.ua решил напомнить, что надо иметь с собой на случай непредсказуемой ситуации, куда идти и какие действия предпринимать, чтобы иметь больше шансов не пострадать. Еще 23 февраля мы побеседовали с айтишниками, которые раньше были военными, с инструкторами курсов выживания, и прислушались к советам чиновников. Итак, что же должно быть в «тревожном чемоданчике» и вообще дома на крайний случай.
Летняя распродажа в PS Store — подборка хороших скидок на игры для PlayStation
Летняя распродажа в PS Store — подборка хороших скидок на игры для PlayStation
Летняя распродажа в PS Store — подборка хороших скидок на игры для PlayStation
В PS Store прямо сейчас проходит большая летняя распродажа, на которой скидки получили самые разные игры. И это отличная возможность пополнить свою библиотеку PlayStation 4 и PlayStation 5 занимательными проектами на любой вкус. Собрали для вас самые примечательные скидки. Все они будут актуальными до 18 августа.
Разработчик из Австралии создал интерактивную игру-выставку на основе изображений от нейросетей
Разработчик из Австралии создал интерактивную игру-выставку на основе изображений от нейросетей
Разработчик из Австралии создал интерактивную игру-выставку на основе изображений от нейросетей

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.