💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Вікторія ГорбікТакая жизнь
22 декабря 2021, 08:15
2021-12-22
“В пандемию решили внедрить AI, чтобы помочь клиенту помогать себе самому”. Что происходит в стенах одной из крупнейших IT-компаний Украины ZONE3000
Компания ZONE3000 стабильно находится в первой десятке ТОП крупнейших IT-компаний Украины, но без видимой информ-активности. Точнее компания регулярно появляется в СМИ с ответами на запросы, публикацией обзоров и сообщениями о технологическом развитии компании, в частности запуске бесплатных DevOps курсов. А о внутренней жизни компании известно крайне мало.
Основатель и СЕО Сергей Скурихин отсутствие медийной активности объясняет тем, что в компании хорошо выстроены рабочие процессы, и даже если он на месяц уезжает в горы без доступа к интернету, в компании все стабильно.
dev.ua пообщался со Скурихиным о том, как он создавал идеально структурированную компанию, и немного разузнал о том, как устроена ZONE3000.
Программированием Скурихин увлекался с детства. С 9 лет по книжке он начал изучать Pascal, C и Моdula-2. Вскоре, разбираясь в них по американским научным журналам, которые ему давал знакомый, Сергей начал осваивать элементы высшей математики, писать программы и строить графические интерфейсы в псевдографике. А в 14 лет уже писал на заказ софт.
Поступая в институт, он уже работал на зарубежных заказчиков, которые занимались разработкой сайтов и программированием. «Тогда дизайн был важнее того, что написано, так я из программиста превратился в веб-дизайнера, а потом в руководителя», — вспоминает Скурихин.
В начале деятельности в 1998 году у Скурихина появился инвестор, имя которого он не называет. Тогда Сергей с командой разработчиков стал отделом производственной компании. Вскоре инвестор купил юрлицо ZONE3000, под которым и начали работать айтишники. В 2001 году пути Скурихина и инвестора разошлись. Но нейминг компании изменять не стали. Бизнесмен шутит, что название компании досталось ему в наследство.
Скурихин на заре двухтысячных собрал команду support-специалистов, которые помогали технологическим компаниям обрабатывать запросы клиентов. «Тогда это были еще письменные обращения, отправленные через почтовый ящик», — вспоминает фаундер ZONE3000. И специалисты из команды в 6-7 человек отвечали тогда на каждое 10-е письмо, рассказывает айтишник. Сейчас команда поддержки насчитывает более 1000 специалистов, и практически все общение проходит онлайн.
И даже торговая марка ZONE3000 зарегистрирована лично на него. Хотя Сергей утверждает, что это только потому, что так было проще оформлять бумаги.
При этом владелец бизнеса в душе инженер — любит что-то делать руками, может иногда кодить для себя, а может и исправить баги в системе управления задачами в программных продуктах своей компании.
Команда и кадры
Ключевое решение для бесперебойной работы — построение команд, которые разбиты по продуктам, говорит Скурихин.
Когда определенная группа специалистов ответственна за конкретное направление и задачи внутри него, управление становится децентрализованным и не зависит полностью от одного лица C-level.
Бизнесмен считает, что самые ценные сотрудники те, которые выросли внутри компании. Именно поэтому как минимум половина технических специалистов, которые занимаются разработкой продуктов в ZONE3000 — выходцы из техподдержки. А 80% топов выросли из рядовых специалистов. Технический директор и большинство директоров направлений — это CS, которые пришли когда-то студентами в ZONE3000.
Смена профиля деятельности касается не только продуктовых команд и технологического направления. Возможность пробовать себя в новой роли есть и в направлениях Customer Support, Marketing, PR, Operations, Recruitment и др. Большинство управленцев и менеджеров (QA/Product/Management/PM) в компании — доморощенные. «Да, это дольше, но в итоге компания получает качественных и лучших специалистов», — подводит итоги Скурихин.
По его словам, если уйдет кто-то из директорского состава, так же, как и из линейных сотрудников, компания не развалится. «Но, при этом, каждым из них я дорожу, ценю и понимаю, что они внесли большой вклад в компанию», — говорит основатель компании.
В support ZONE3000 нанимают студентов без знаний в предметной области, но со знанием английского языка и обучают сами. Цикл от найма до выхода на полноценные смены длится около полугода.
Кроме того, в компании приветствуют обучение. Собственник говорит, что он никого не заставляет, сотрудники приходят сами с предложениями, чему они хотят учиться. А компания регулярно выделяет на развитие сотрудников около $50 000 в год.
Удаленка и AI
В 2020 году, ближе к лету, все максимально стали переходить в онлайн. И нагрузка на техподдержку подскочила на десятки процентов.
При увеличении нагрузки и объема запросов в техподдержку группы новых специалистов на их обслуживание банально не успевали выпускать, их полноценное обучение занимает полгода. «Именно тогда решили внедрить систему искусственного интеллекта, чтобы помочь клиенту помогать себе самому», — рассказывает Сергей. Идея была в том, чтоб не подпустить клиента к техподдержке, а точнее позволить ИИ справиться с несложными вопросами, и дать возможность сотрудникам техподдержки сконцентрироваться на точечных глобальных сложностях клиентов. Ведь, говорит Скурихин, большинство запросов сводятся к тому, что клиенту отправляется ссылка на видеоурок или инструкцию, воспользовавшись которой, он решает возникшие проблемы.
У компании теперь большая технологическая команда из более 40 человек в отделе Business Intelligence — отделе бизнес-аналитики и интеллектуального анализа данных. Часть специалистов отдела сфокусированы на machine learning, методе машинного обучения и искусственного интеллекта.
Условия работы
В компании шесть офисов, расположенных во Львове, Днепре и Харькове.
Представительство в Днепре не работает оффлайн, сотрудники офиса работают удаленно. Во Львове — филиал компании. Основной офис находится в Харькове.
ZONE3000 одна из первых IT-компаний, которая приняла карантинные меры. В марте 2020 года практически всех из офиса отправили на удаленку, рассказывает Скурихин. В офисе оставили только тех, кто обеспечивал жизнедеятельность самого офиса — охрана, уборщицы и айтишники, которые организовывали и поддерживали режим удаленной работы.
Большинство сотрудников и сейчас работает удаленно. Стационарно в офис приходят около 30 — 40 человек. «Большинство из них — вакцинированные», — говорит основатель компании. Но в то же время он отмечает, что, после того, как часть сотрудников вышли оффлайн, офис ожил.
Зарплаты
Говоря о зарплате, владелец бизнеса отмечает, что удержать деньгами сотрудника, который решил уйти, получается далеко не всегда.
При этом ведущим техническим специалистам он готов платить столько, сколько требует рынок. Для новичков без опыта довольно неплохие условия ー например, точка входа для сотрудника Customer Support составляет от $450. При этом компания выплачивает специалисту стипендию во время его подготовки в тренинг-центре ZONE3000.
На данный момент в компании открыто более 70 вакансий для специалистов в Харькове, Львове и Днепре. Но при этом нанимают специалистов с географией по всей Украине.
Рынок техподдержки и конкуренты
С 2006 года стратегическим партнером в этом направлении является компания Namecheap ー второй по размеру регистратор доменных имен в мире. Долгое время работали с компанией WebHostingBuzz, но после смены владельцев компания Скурихина потеряла этого клиента. На украинском рынке работает компания HOSTiQ, которая в свое время начинала работу как проект ZONE3000, а несколько лет назад его вывели в отдельное подразделение с офисом в Харькове. Теперь ZONE3000 работает с ними как стратегический партнер. У компании есть опыт работы на рынке Канады, когда команда ZONE3000 около 10 лет оказывала техническую поддержку пользователей компаний-провайдеров Северо-Американского региона.
«А я по натуре — инженер. Мне важнее сделать прежде всего качественно, чем выгоднее. А по-другому я не люблю», — рассказывает он.
В свое время, когда в Украине как такового рынка техподдержки еще не было, компания Сергея конкурировала с Индией. Там за деньги, на которые в Украине можно было нанять одного специалиста, нанимали трех. «И клиенты говорили, зачем нам Украина», — вспоминает Скурихин. Но практика показала, что больше работы индийцы не делали. И в итоге, рассказывает собеседник dev.ua, в большинстве компаний, где работали индийские команды, страдала не только техподдержка, но и техническое обслуживание: сервера регулярно «падали», домены и почта не работали, клиенты страдали.
Одновременно, по мнению партнера второго в мире доменного регистратора, рынок сложно назвать конкурентным. Компании не обслуживают одних и тех же клиентов, уверяет Скурихин. А позицию о конкурентной борьбе на рынке техподдержки Украины он обосновывает так: «Скорее компании переманивают друг у друга сотрудников. Мы также с этим сталкиваемся ー наших специалистов постоянно хотят «захантить».
«Инвесторы из нас не очень»
Инвестиции ZONE3000 не привлекает, фаундер утверждает, что компания семейная, и хочет, чтоб она такой и осталась. Иногда они сами выступают инвесторами, но Сергей откровенничает, что инвесторы из них тоже не очень: «Из тех проектов, куда мы инвестировали, кроме HOSTiQ, никто не взлетел».
Одним из таких проектов был портал по торговле недвижимостью, запущенный в 2008 году, в перспективе конкурент RIA и OLX. Но в том же году грянул кризис, умер рынок недвижимости, а с ним и этот проект.
«Портал прожил почти 10 лет без дополнительных вливаний. Но мы решили сосредоточить внимание на основном бизнесе, и закрыть этот инвестиционный проект».
Все деньги, которые зарабатывает ZONE3000, вкладывают в развитие компании. СЕО считает, что выгоднее вложить в себя, чем в непонятное предприятие.
Хотя бизнесмен не скрывает, что может проинвестировать в чью-то идею, если она ему понравится.
О пандемии и итогах года
«2020 и 2021 годы были очень страшными для компании, но очень неплохими с точки зрения выручки», — говорит бизнесмен. По его словам, в первый год пандемии компания сохранила те же темпы роста, что и накануне, выросла примерно на 25%. За 2021 год данных еще нет, но Скурихин уверен, что и сейчас все неплохо. При том, что доменный регистратор Namecheap в этом году запустил свою платформу по поддержке пользователей.
О планах на 2022 год СЕО говорит сдержанно, «Не жду свершений и надеюсь на отсутствие потрясений».
О перспективах IT-рынка
Помешать развитию отрасли, по мнению бизнесмена, может война или государство.
Индустрия в Украине растет и развивается, говорит Скурихин. Главное, по словам бизнесмена, ей не мешать, а дать четкие правила игры.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Roosh запускает новую образовательную платформу AI HOUSE CLUB для ML/AI-специалистов и дата сайнтистов. Рассказываем, как подать заявку и чему будут учить
Как нейросети видят свободную и независимую Украину? Тест dev.ua
Нейронные сети для генерации изображений видят мир по-своему, их логику понять порой совершенно невозможно. Но все-таки хочется. И в честь Дня Независимости Украины редакция dev.ua решила провести небольшой эксперимент.
Мы задали четырем разным нейронным сетям пять одинаковых запросов: «флаг Украины», «День Независимости Украины», «украинский Крым», «победа Украины» и «украинцы». Получившимися результатами мы делимся с вами ниже.
В TikTok теперь можно генерировать фон при помощи нейросети. Мы протестировали ее и делимся результатами
В TikTok появилась новая функция «Умный фон». С ее помощью в качестве фонов для тиктоков можно подставлять сгенерированные нейросетью изображения. Редакция dev.ua протестировала эту возможность и делится своими впечатлениями.