💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉

“В пандемию решили внедрить AI, чтобы помочь клиенту помогать себе самому”. Что происходит в стенах одной из крупнейших IT-компаний Украины ZONE3000

Компания ZONE3000 стабильно находится  в первой десятке ТОП крупнейших IT-компаний Украины, но без видимой информ-активности. Точнее компания регулярно появляется в СМИ с ответами на запросы, публикацией обзоров и сообщениями о технологическом развитии компании, в частности запуске бесплатных DevOps курсов. А о внутренней жизни компании известно крайне мало. 

Основатель и СЕО Сергей Скурихин отсутствие медийной активности объясняет тем, что в компании хорошо выстроены рабочие процессы, и даже если он на месяц уезжает в горы без доступа к интернету, в компании все стабильно.

dev.ua пообщался со Скурихиным о том, как он создавал идеально структурированную компанию, и немного разузнал о том, как устроена ZONE3000.

Оставить комментарий
“В пандемию решили внедрить AI, чтобы помочь клиенту помогать себе самому”. Что происходит в стенах одной из крупнейших IT-компаний Украины ZONE3000

Компания ZONE3000 стабильно находится  в первой десятке ТОП крупнейших IT-компаний Украины, но без видимой информ-активности. Точнее компания регулярно появляется в СМИ с ответами на запросы, публикацией обзоров и сообщениями о технологическом развитии компании, в частности запуске бесплатных DevOps курсов. А о внутренней жизни компании известно крайне мало. 

Основатель и СЕО Сергей Скурихин отсутствие медийной активности объясняет тем, что в компании хорошо выстроены рабочие процессы, и даже если он на месяц уезжает в горы без доступа к интернету, в компании все стабильно.

dev.ua пообщался со Скурихиным о том, как он создавал идеально структурированную компанию, и немного разузнал о том, как устроена ZONE3000.

Кто такие ZONE3000

Компания работает на IT-рынке уже более 23 лет, предоставляя комплексные услуги по разработке программных продуктов в направлениях доменной регистрации, хостинга, сертификатов безопасности, личной почты и других веб-сервисов. В команде уже более 2000 человек разных направлений ー Product, Technology, Customer Support, Business Intelligence, R&D, Marketing, PR и других.

Сергей Скурихин начинал бизнес в 1997 году на заре развития IT в Украине. Сейчас в компании больше 2000 человек в шести офисах во Львове, Днепре и Харькове.

У Сергея Скурихина есть партнер Владимир Сухарев, он же СОO ZONE3000.

От кодера до фаундера

Программированием Скурихин увлекался с детства. С 9 лет по книжке он начал изучать Pascal, C и Моdula-2. Вскоре, разбираясь в них по американским научным журналам, которые ему давал знакомый, Сергей начал осваивать элементы высшей математики, писать программы и строить графические интерфейсы в псевдографике. А в 14 лет уже писал на заказ софт. 

Сергей Скурихин, СЕО и основатель ZONE3000

Поступая в институт, он уже работал на зарубежных заказчиков, которые занимались разработкой сайтов и программированием. «Тогда дизайн был важнее того, что написано, так я из программиста превратился в веб-дизайнера, а потом в руководителя», — вспоминает Скурихин.

В начале деятельности в 1998 году у Скурихина появился инвестор, имя которого он не называет. Тогда Сергей с командой разработчиков стал отделом производственной компании. Вскоре инвестор купил юрлицо ZONE3000, под которым и начали работать айтишники. В 2001 году пути Скурихина и инвестора разошлись. Но нейминг компании изменять не стали. Бизнесмен шутит, что название компании досталось ему в наследство.

Скурихин на заре двухтысячных собрал команду support-специалистов, которые помогали технологическим компаниям обрабатывать запросы клиентов. «Тогда это были еще письменные обращения, отправленные через почтовый ящик», — вспоминает фаундер ZONE3000. И специалисты из команды в 6-7 человек отвечали тогда на каждое 10-е письмо, рассказывает айтишник. Сейчас команда поддержки насчитывает более 1000 специалистов, и практически все общение проходит онлайн.

«Теперь это дело всей моей жизни», — с гордостью говорит владелец.

И даже торговая марка ZONE3000 зарегистрирована лично на него. Хотя Сергей утверждает, что это только потому, что так было проще оформлять бумаги. 

При этом владелец бизнеса в душе инженер — любит что-то делать руками, может иногда кодить для себя, а может и исправить баги в системе управления задачами в программных продуктах своей компании.

Мне пары надоели уже на третьем курсе. 8 историй о том как войти в IT со студенческой скамьи
«Мне пары надоели уже на третьем курсе». 8 историй о том, как войти в IT со студенческой скамьи
По теме
«Мне пары надоели уже на третьем курсе». 8 историй о том, как войти в IT со студенческой скамьи

Команда и кадры

Ключевое решение для бесперебойной работы — построение команд, которые разбиты по продуктам, говорит Скурихин.

«И они этот продукт, разрабатывают и поддерживают на протяжении всего жизненного цикла, поэтому со всеми багами, оставленными в процессе, работать и сталкиваться придется тоже самим разработчикам», — говорит он.

Когда определенная группа специалистов ответственна за конкретное направление и задачи внутри него, управление становится децентрализованным и не зависит полностью от одного лица C-level.

Часть команды (Фото ZONE3000)

Бизнесмен считает, что самые ценные сотрудники те, которые выросли внутри компании. Именно поэтому как минимум половина технических специалистов, которые занимаются разработкой продуктов в ZONE3000 — выходцы из техподдержки. А 80% топов выросли из рядовых специалистов. Технический директор и большинство директоров направлений  — это CS, которые пришли когда-то студентами в ZONE3000. 

Фаундер поясняет: «Если есть необходимые задатки и желание у специалиста стать управленцем — вперед, работы очень много». 

Смена профиля деятельности касается не только продуктовых команд и технологического направления. Возможность пробовать себя в новой роли есть и в направлениях Customer Support, Marketing, PR, Operations, Recruitment  и др. Большинство управленцев и менеджеров (QA/Product/Management/PM) в компании — доморощенные. «Да, это дольше, но в итоге компания получает качественных и лучших специалистов», — подводит итоги Скурихин.

По его словам, если уйдет кто-то из директорского состава, так же, как и из линейных сотрудников, компания не развалится. «Но, при этом, каждым из них я дорожу, ценю и понимаю, что они внесли большой вклад в компанию», — говорит основатель компании.

В support ZONE3000 нанимают студентов без знаний в предметной области, но со знанием английского языка и обучают сами. Цикл от найма до выхода на полноценные смены длится около полугода.

«Бизнес не работает сам собой, он работает благодаря труду тех людей, которые в нем есть», — уверяет владелец.

Кроме того, в компании приветствуют обучение. Собственник говорит, что он никого не заставляет, сотрудники приходят сами с предложениями, чему они хотят учиться. А компания регулярно выделяет на развитие сотрудников около $50 000 в год.

Может ли IT стать мыльным пузырем и исчезнуть? 5 мнений
Может ли IT стать мыльным пузырем и исчезнуть? 5 мнений
По теме
Может ли IT стать мыльным пузырем и исчезнуть? 5 мнений

Удаленка и AI

В 2020 году, ближе к лету, все максимально стали переходить в онлайн. И нагрузка на техподдержку подскочила на десятки процентов.

«Количество пользовательских запросов возросло на 10%  — это уже почти катастрофа, — говорит CEO компании. — Невозможно за один день увеличить штат специалистов на 100 человек». 

При увеличении нагрузки и объема запросов  в техподдержку группы новых специалистов на их обслуживание банально не успевали выпускать, их полноценное обучение занимает полгода. «Именно тогда решили внедрить систему искусственного интеллекта, чтобы помочь клиенту помогать себе самому», — рассказывает Сергей. Идея была в том, чтоб не подпустить клиента к техподдержке, а точнее позволить ИИ справиться с несложными вопросами, и дать возможность сотрудникам техподдержки сконцентрироваться на точечных глобальных сложностях клиентов. Ведь, говорит Скурихин, большинство запросов сводятся к тому, что клиенту отправляется ссылка на видеоурок или инструкцию, воспользовавшись которой, он решает возникшие проблемы. 

У компании теперь большая технологическая команда из более 40 человек в отделе Business Intelligence — отделе бизнес-аналитики и интеллектуального анализа данных. Часть специалистов отдела сфокусированы на machine learning, методе машинного обучения и искусственного интеллекта. 

«В течение двух месяцев на основе уже имеющихся наработок сотрудники  отдела выпустили продукт с роботом, анализирующим запрос клиента и предлагающий варианты решения его проблемы», — не без гордости говорит Сергей.

Условия работы

В компании шесть офисов, расположенных во Львове, Днепре и Харькове. 

Представительство в Днепре не работает оффлайн, сотрудники офиса работают удаленно. Во Львове — филиал компании. Основной офис находится в Харькове. 

Офис (Фото ZONE3000)

ZONE3000 одна из первых IT-компаний, которая приняла карантинные меры. В марте 2020 года практически всех из офиса отправили на удаленку, рассказывает Скурихин. В офисе оставили только тех, кто обеспечивал жизнедеятельность самого офиса — охрана, уборщицы и айтишники, которые организовывали и поддерживали режим удаленной работы.

Большинство сотрудников и сейчас работает удаленно. Стационарно в офис приходят около 30 — 40 человек. «Большинство из них — вакцинированные», — говорит основатель компании. Но в то же время он отмечает, что, после того, как часть сотрудников вышли оффлайн, офис ожил.

Зарплаты

Говоря о зарплате, владелец бизнеса отмечает, что удержать деньгами сотрудника, который решил уйти, получается далеко не всегда.

«Сумма тут играет меньшую роль, чем вовлеченность и заинтересованность в работе», — говорит Сергей.

При этом ведущим техническим специалистам он готов платить столько, сколько требует рынок. Для новичков без опыта довольно неплохие условия ー например, точка входа для сотрудника Customer Support составляет от $450. При этом компания выплачивает специалисту стипендию во время его подготовки в тренинг-центре ZONE3000. 

На данный момент в компании открыто более 70 вакансий для специалистов в Харькове, Львове и Днепре. Но при этом нанимают специалистов с географией по всей Украине.

Домашняя работа. Почему айтишники не возвращаются в офисы и как это сказывается на их эффективности
Домашняя работа. Почему айтишники не возвращаются в офисы, и как это сказывается на их эффективности
По теме
Домашняя работа. Почему айтишники не возвращаются в офисы, и как это сказывается на их эффективности

Рынок техподдержки и конкуренты

С 2006 года стратегическим партнером в этом направлении является компания Namecheap ー второй по размеру регистратор доменных имен в мире. Долгое время работали с компанией WebHostingBuzz, но после смены владельцев компания Скурихина потеряла этого клиента. На украинском рынке работает компания HOSTiQ, которая в свое время начинала работу как проект ZONE3000, а несколько лет назад его вывели в отдельное подразделение с офисом в Харькове. Теперь ZONE3000 работает с ними как стратегический партнер. У компании есть опыт работы на рынке Канады, когда команда ZONE3000 около 10 лет оказывала техническую поддержку пользователей компаний-провайдеров Северо-Американского региона.

По мнению Скурихина, рынок техподдержки довольно сложный: «Тут важнее сделать как-попало, лишь бы быстро и дешево».

«А я по натуре — инженер. Мне важнее сделать прежде всего качественно, чем выгоднее. А по-другому я не люблю», — рассказывает он. 

В свое время, когда в Украине как такового рынка техподдержки еще не было, компания Сергея конкурировала с Индией. Там за деньги, на которые в Украине можно было нанять одного специалиста, нанимали трех. «И клиенты говорили, зачем нам Украина», — вспоминает Скурихин. Но практика показала, что больше работы индийцы не делали. И в итоге, рассказывает собеседник dev.ua, в большинстве компаний, где работали индийские команды, страдала не только техподдержка, но и техническое обслуживание: сервера регулярно «падали», домены и почта не работали, клиенты страдали.

Сотрудники компании (Фото ZONE3000)

Одновременно, по мнению партнера второго в мире доменного регистратора, рынок сложно назвать конкурентным. Компании не обслуживают одних и тех же клиентов, уверяет Скурихин. А позицию о конкурентной борьбе на рынке техподдержки Украины он обосновывает так: «Скорее компании переманивают друг у друга сотрудников. Мы также с этим сталкиваемся ー наших специалистов постоянно хотят «захантить». 

«Инвесторы из нас не очень»

Инвестиции ZONE3000 не привлекает, фаундер утверждает, что компания семейная, и хочет, чтоб она такой и осталась. Иногда они сами выступают инвесторами, но Сергей откровенничает, что инвесторы из них тоже не очень: «Из тех проектов, куда мы инвестировали, кроме HOSTiQ, никто не взлетел».

Одним из таких проектов был портал по торговле недвижимостью, запущенный в 2008 году, в перспективе конкурент RIA и OLX. Но в том же году грянул кризис, умер рынок недвижимости, а с ним и этот проект. 

«Любой бизнес требует внимания и средств на содержание», — уверен Скурихин.

«Портал прожил почти 10 лет без дополнительных вливаний. Но мы решили сосредоточить внимание на основном бизнесе, и закрыть этот инвестиционный проект».

Все деньги, которые зарабатывает ZONE3000, вкладывают в развитие компании. СЕО считает, что выгоднее вложить в себя, чем в непонятное предприятие.

Хотя бизнесмен не скрывает, что может проинвестировать в чью-то идею, если она ему понравится. 

Они сбежали в IT из разных профессий. 7 историй: от гида геолога-взрывотехника физика-ядерщика доктора лингвиста и археолога
Они сбежали в IT из разных профессий. 7 историй: от гида, геолога-взрывотехника, физика-ядерщика, доктора, лингвиста и археолога
По теме
Они сбежали в IT из разных профессий. 7 историй: от гида, геолога-взрывотехника, физика-ядерщика, доктора, лингвиста и археолога

О пандемии и итогах года

«2020 и 2021 годы были очень страшными для компании, но очень неплохими с точки зрения выручки», — говорит бизнесмен. По его словам, в первый год пандемии компания сохранила те же темпы роста, что и накануне, выросла примерно на 25%. За 2021 год данных еще нет, но Скурихин уверен, что и сейчас все неплохо. При том, что доменный регистратор Namecheap в этом году запустил свою платформу по поддержке пользователей. 

О планах на 2022 год СЕО говорит сдержанно, «Не жду свершений и надеюсь на отсутствие потрясений».

О перспективах IT-рынка

Помешать развитию отрасли, по мнению бизнесмена, может война или государство.

«Чем меньше регуляции, меньше поводов для неоднозначных толкований и решений по выдаче или невыдаче разрешений, тем эффективней работает бизнес», — уверен Сергей. 

Индустрия в Украине растет и развивается, говорит Скурихин. Главное, по словам бизнесмена,  ей не мешать, а дать четкие правила игры.

Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
По теме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Читайте также
Roosh запускает новую образовательную платформу AI HOUSE CLUB для ML/AI-специалистов и дата сайнтистов. Рассказываем, как подать заявку и чему будут учить
Roosh запускает новую образовательную платформу AI HOUSE CLUB для ML/AI-специалистов и дата сайнтистов. Рассказываем, как подать заявку и чему будут учить
Roosh запускает новую образовательную платформу AI HOUSE CLUB для ML/AI-специалистов и дата сайнтистов. Рассказываем, как подать заявку и чему будут учить
Как нейросети видят свободную и независимую Украину? Тест dev.ua
Как нейросети видят свободную и независимую Украину? Тест dev.ua
Как нейросети видят свободную и независимую Украину? Тест dev.ua
Нейронные сети для генерации изображений видят мир по-своему, их логику понять порой совершенно невозможно. Но все-таки хочется. И в честь Дня Независимости Украины редакция dev.ua решила провести небольшой эксперимент. Мы задали четырем разным нейронным сетям пять одинаковых запросов: «флаг Украины», «День Независимости Украины», «украинский Крым», «победа Украины» и «украинцы». Получившимися результатами мы делимся с вами ниже.
В TikTok теперь можно генерировать фон при помощи нейросети. Мы протестировали ее и делимся результатами
В TikTok теперь можно генерировать фон при помощи нейросети. Мы протестировали ее и делимся результатами
В TikTok теперь можно генерировать фон при помощи нейросети. Мы протестировали ее и делимся результатами
В TikTok появилась новая функция «Умный фон». С ее помощью в качестве фонов для тиктоков можно подставлять сгенерированные нейросетью изображения. Редакция dev.ua протестировала эту возможность и делится своими впечатлениями. 
Какие IT-специальности будут востребованы в ближайшие пять лет? Мы выяснили у главы американского стартапа ADAM Дениса Гурака
Какие IT-специальности будут востребованы в ближайшие пять лет? Мы выяснили у главы американского стартапа ADAM Дениса Гурака
Какие IT-специальности будут востребованы в ближайшие пять лет? Мы выяснили у главы американского стартапа ADAM Дениса Гурака

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.