История первая. Совет сестры, три собеседования, и ты — интерн в Luxoft Ukraine
К концу класса десятого я не знал, куда и на кого поступить, был период неопределенности. Я слышал о КНУ им. Шевченко и думал поступить туда, но не знал на кого. Старшая сестра посоветовала поступить в КПИ на программиста. Я немного почитал об этом и понял, что это интересно и перспективно. Вот так началось сочетание моей жизни с ІТ.
В компанию попал этой весной, пройдя несколько собеседований с различными представителями компании и отдельных проектов. Сначала было предварительное собеседование с HR с Luxoft. Она рассказала, кого ищет, расспросила обо мне, а также проверила мой уровень английского. Далее было техническое собеседование с разработчиками, которые задавали вопросы, давали тестовое задание. Последним со мной общался проджект менеджер проекта, который хотел понять, что я за человек. После этого собеседования я получил оффер.
Позиция, на которую я попал, это С++ разработчик интерн. База, которую я получил в университете очень сильная, в течение двух лет я изучал язык программирования С++, и еще один год — предметы, связанные с этим языком программирования. Но этих знаний для работы оказалось мало, поэтому я дополнительно проходил курсы на Coursera по С++, читал книги и статьи в интернете, что позволило повысить уровень и получить нужные для работы знания.
Если бы у меня был выбор учиться не в Украине, а за рубежом в каком-то Кембридже, я бы, наверное, отказался. По моему мнению, КПИ является одним из ведущих университетов Украины. Плюсом является также его расположение в Киеве — город больших IТ возможностей, большое количество компаний. То есть в процессе обучения ты можешь успешно найти стажировку или работу. И все же я думаю, что ни один университет мира не даст всех необходимых знаний для работы, многое предстоит изучать самостоятельно.
История вторая. Как начать работать с третьего курса и сразу в SoftServe
Еще в одиннадцатом классе я четко понимала, кем хочу быть. Моя мама мечтала, чтобы я была врачом, а папа — чтобы учителем математики, но я всегда знала, что это не для меня, я хотела связать жизнь с чем-то интересным, чтобы иметь возможность ежедневно изучать что-то новое и иметь интересные челенджи. И уже после первого курса обучения в университете я поняла, что сделала правильный шаг и связала свою жизнь с IТ-сферой.
Здесь впервые была создана программа дуального образования, согласно которой часть практического материала зачисляется нам на работе — по некоторым предметам оценки за лабораторные работы нам выставляла компания Softserve, а за лекционный материал отвечал университет. Была создана отдельная группа из 20 человек, которые приняли участие в программе дуального образования.
В принципе, мне универститет, в частности кафедра, действительно дали много знаний для того, чтобы пойти работать. Когда я шла на работу, то чувствовала, что у меня действительно хороший багаж знаний. Но когда ты идешь на курсы, имеешь больше возможностей получить практические навыки по той позиции, на которую хочешь попасть. В целом IТ- сфера требует постоянного обучения, здесь нет такого, что вот изучил что-то в университете или на курсах — и все, этого достаточно. Здесь ты постоянно должен что-то учить и развиваться.
Могу сказать, что украинские вузы не слишком уступают в уровне подготовки специалистов в IТ иностранным учебным заведениям. Закончив университет, я смело могу сказать, что я бы снова выбрала украинский университет, даже если бы имела возможность учиться за рубежом. В целом следует помнить, что в этой жизни все зависит от тебя. В каком бы университете ты не учился, если выберешь сферу, которая тебе нравится, то достигнешь успеха в ней, несмотря ни на что.
История третья. Решаешь алгоритмический задачу — и ты сотрудник Intetics
Сочетать жизнь с программированием я определенно планировал давно. Когда узнал о вакансии, связанной с функциональным программированием, подумал, что это мой шанс заниматься чем-то интересным, и не быть еще одним ординари девелопером (но не все так случилось). Путь к должности в компании был несложным и недолгим — я решил алгоритмическую задачу и получил первую работу в компании.
А через полгода представилась возможность перейти на другой проект, связанный с компьютерным зрением и обработкой изображений, работаю в этой команде до сих пор.
Вообще я считаю, что сама мысль о том, что где-то можно один раз научиться так, чтобы этого было достаточно, чтобы работать и конкурировать на рынке труда — идеалистическая и не соответствует действительности. Особенно в IT, где постоянно появляются новые технологии, направления и тд.
Университет — это больше о базовых знаниях, общении с необходимыми людьми, формировании собственных взглядов в этой атмосфере. Но это не исключает необходимости учиться самостоятельно, это лишь хороший старт. Как по мне, так и должно быть. Звучит как-то сложно — «постоянно учиться, осваивать новые скиллы», но часто это просто «удовлетворение собственного любопытства».
В Украине есть много технических вузов, которые готовят хороших специалистов. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. Прежде всего, это связано с наличием компетентных и заинтересованных преподавателей. По моему мнению, студенты, которые заканчивают программы по компьютерным наукам в УКУ, гораздо сильнее выпускников других вузов и имеют основательные знания.
Если сравнивать топовые вузы в нашей стране со средним университетом заграницей, то я не вижу значительных преимуществ. Начинать обучение вполне имеет смысл у нас. Уровень знаний, которые можно получить в Украине на computer science программах, достаточно высок.
Получить первую работу можно очень легко и очень быстро. Есть ощущение, что даже слишком быстро. Потому что многие наши вузы крайне лояльно относятся к сочетанию работы по обучению. К сожалению, обучение в таком случае отходит на второй план, и студенты теряют возможность получить важные навыки на последних курсах. Многие вузы имеют программы обмена студентов, так что при большом желании всегда можно попробовать как оно там. Рассматривать обучение за рубежом точно есть смысл при поступлении в магистратуру или аспирантуру.
История четвертая. Как занятия на парах надоели, и судьба привела в Ciklum
Получив диплом бакалавра, я решил, что нет особого смысла тратить еще полтора года на учебу в вузе. Сфера IT крайне динамично развивается. То, что было актуально еще недавно, сегодня уже может потребоваться только для поддержки систем, созданных тогда, несколько лет назад. Академическое образование — огромная и неповоротливая система.
Предположим, мотивированный человек предложит ввести новую тему или предмет. Пока эта идея пройдет все бюрократические процедуры и, если сможет, дойдет до программ университетов, она, с большой вероятностью, так или иначе устареет. Получается, академическое образование бесполезно в условиях быстро меняющегося IT-мира? Не совсем. Мне лично университет принес большой нетворк — множество хороших людей из этой «песочницы», с которыми можно общаться, делиться опытом.
Сейчас я активно провожу собеседования в компанию. Скажу честно, меня совершенно не волнует, есть ли у кандидата специальное образование. Гораздо важнее ход мыслей, умение общаться, решать задачи, с которыми он не сталкивался, и применять на практике полученные знания. Многое из этого в вузе не приобрести. К тому же, в силу специфики, некоторые знания по универу могут быть неактуальны, а учиться применять знания на практике, скорее всего, придется самому.
Можно ли получить работу в IT без специального образования? Безусловно, таких примеров тысячи. Однако, многие инженеры, которых я уважаю и считаю примером для подражания, как раз получили профильное образование.
Я могу назвать только нескольких преподавателей, которые учили тому, что непосредственно понадобилось в работе. И они преподавали скорее ради удовольствия, так как параллельно работали в IT-компаниях.
Мне занятия на парах надоели уже к началу третьего курса. Я понял, что их эффективность начала резко падать — перестал узнавать что-то принципиально новое. И тогда начал искать варианты. До сих пор я считаю, что это было лучшим решением на тот момент.
Все IТ-курсы можно условно разделить на два типа: непосредственно при IT-компаниях и в образовательных проектах. Я попал на первые, это была одна из крупнейших IТ-компаний в стране. Было сложно по многим причинам, но оно того стоит. Курсы, которые устраивает компания, чтобы «вырастить» себе инженеров и взять в штат — это очень полезно. На них всегда актуальны «предметы» и темы. Когда я сам уже начал преподавать на таких курсах, программа обновлялась с каждым набором — раз в полгода.
Здесь люди из реального «продакшена» учат вас тому, что делают каждый день на том же «продакшене». Здесь, по определению, не может быть неактуальных знаний.
Когда я «дорос» до того, чтобы самому проводить собеседования, меня крайне удивил факт, что студент после интенсивных полугодовых курсов при компании чаще всего проходил интервью на голову выше, чем 90% кандидатов с рынка с 2-3 годами опыта. Такой «выпускник», уверен, сможет расти намного быстрее и дальше.
История пятая. О том, как стать членом команды Parimatch Tech
Я думаю, что по одному университетe сложно оценить уровень образования всей страны. Я интересовалась темой IT-образования в разных городах — где-то оно очень достойное, где-то оставляет желать лучшего, а в целом — всегда есть куда стремиться. Когда я поступала на свою специальность, то слышала, что это «лучшая IT-специальность в городе», и в процессе обучения поняла, что она действительно во многом хорошая, но нужно закрыть пробелы в знаниях, которые не покрыты программой, но будут необходимы на работе.
Когда я подавала заявку на обучение в Академии, чувствовала, что моих знаний было недостаточно для того, чтобы пройти стажировку, поэтому начальной целью было получить как можно больше знаний в процессе обучения. От технических скиллов и до умения эффективно работать в команде.
Для того, чтобы полноценно работать в крупной компании, нужно было еще многому научиться. Месяцы обучения в Академии, можно сказать, начали новый «сезон» моей жизни. Множество знакомств с вдохновляющими людьми и огромный объем знаний — все это нам без «воды» преподнесли в понятной форме разработчики, которые разбираются в программировании, и каждый день работают с живым продуктом.
Нам помогли здорово прокачать hard- и soft-скиллы, получить опыт в командных проектах во время учебы. Затем мы погрузились в реальный рабочий процесс во время стажировки, и наконец — все, кто справился, получили офер от компании. Еще чуть более полугода назад, заполняя анкету на обучение, я не могла представить, что сегодня буду Junior .NET разработчиком такой крупной компании.
История шестая. О возможности строить IT-карьеру в ZONE3000
В ZONE3000 я начала с позиции Customer Support и проработала там некоторое время. Очень благодарна этой должности за то, что благодаря постоянному общению с клиентами, я и сама становилась более коммуникабельной и менее закрытой. В основном прокачивались софт-скиллы, что было действительно положительным аспектом работы.
Через некоторое время я начала поглядывать на те направления IT, где можно развиваться дальше. Я очень люблю изучать что-то новое и долго не могу находиться в своей зоне комфорта, поэтому изменение деятельности было для меня важным.
Изучив многие позиции, я поняла, что больше всего мне интересна позиция QA Engineer. Я общалась с людьми, которые работают в данной сфере, обсуждала положительные и отрицательные аспекты работы, записалась на курсы.
Уже после прохождения курсов в компании как раз открылась эта позиция, и я подала на нее заявку. Конечно, я до последнего не верила, что с моим минимальным опытом меня могут взять, но, к счастью, отбор прошла. И сейчас мне действительно нравится моя работа, мне интересно разбираться с новыми задачами, узнавать новый материал для себя.
На самом деле, при приходе на работу, из навыков, которые я получила в университете, мне понадобилось умение находить информацию и разбираться в чем-то самостоятельно. Не могу сказать, что регулярно сталкиваюсь с тем или иным предметом, который нам преподавали в институте, но периодически что-то всплывает.
Лично я профильные курсы для того, чтобы попасть на работу, заканчивала, но знакома со многими людьми, которые находили работу и без курсов. Все зависит от человека и его мышления. Мне проще разбирать новый материал с кем-то, поэтому я и выбрала прохождение курсов.
История седьмая. О теории в STEM и практике в GlobalLogic
Когда меня взяли на позицию в GlobalLogic, я прочитала достаточно много книг по основной технологии, в которой хотела развиваться дальше — С++. Также я прошла С / C++ BaseCamp и на реальных задачах смогла закрепить полученные знания. Я понимала основы, но не имела опыта работы с production проектами. На кемпе я осваивала технические аспекты, например, build системы и CI/CD, методологии разработки и разбиралась в большом количестве документации.
Из-за страха показаться некомпетентным, я не умела задавать вопросы. Но скорость работы на проекте напрямую зависит от умения коммуницировать с командой. И в процессе я поняла — в правильно поставленном вопросе уже есть половина ответа.
В моем университете, если студент защищает свою работу, преподаватели могут принимать написаное приложение. Также существует практика разработки групповых проектов с возможностью выбрать технологический стек самостоятельно. Но нужно понимать, что программа в университетах обобщенная, ведь выпускники трудоустраиваются в различные области IT-сферы, где требования могут почти не пересекаться. Соответственно, после ознакомления с важными технологиями, развиваться в направлении нужно самостоятельно.
Найти первую работу можно и учась на своих личных проектах. Но курсы имеют ряд преимуществ. Кроме технических навыков, они развивают коммуникацию и умение работать с требованиями. Если курсы от компании, то их прохождение помогает ознакомиться с рабочей культурой и пообщаться с инженерами. Чаще всего технологический стек выбирается на основе того, что используется на реальных проектах. Это дает более быстрый старт при трудоустройстве в эту компанию.
История восьмая. О том, как попасть в EPAM, если университетских знаний недостаточно
С февраля по апрель этого года я была участницей учебных программ EPAM University. Если учитывать, что я училась частично за бюджетные средства, то да, я довольна результатами.
Как для контрактной формы обучения, цена немного высоковата. Ведь есть преподаватели, которые оперируют устаревшей информацией или подают ее таким образом, что приходится тратить много времени на доработку тем. Встречаются преподаватели, которые не работали в IТ-сфере, или делали это так давно, что не понимают последних изменений и обновлений.
Впрочем, на последних курсах, в магистратуре, преподают молодые квалифицированные кадры — аспиранты, ассистенты. Это шанс встретить человека-практика, который расскажет, что сейчас работает в IТ, что важно. На последнем курсе у меня был замечательный курс по кибербезопасности. Но многие студенты до четвертого курса разочаровываются в качестве современного образования.
Например, на первом курсе у меня был очень сильный преподаватель по основам программирования, который ставил серьезные требования к своим студентам. А в следующем году на другом курсе мы снова вернулись к изучению основ — разница между константой и переменной, как писать функцию и тому подобное.
Вуз дал возможность прокачать софтскиллы, и я нею воспользовалась. Одного академического образования мало, не хватает современных подходов и практики. Очень много усилий уходит на самообразование, дополнительные курсы. Я пришла в EPAM на позицию тестировщика, а в вузе у меня был только один беглый курс по этому предмету. Чтобы получить нужные знания, я прошла соответствующую программу EPAM University, до этого самостоятельно овладела несколькими курсами на youtube и обработала специальную литературу.
«Ловушка начинающего». 5 самых распространенных ошибок джунов на собеседованиях и как их избежать
Наверное, каждый хоть раз в жизни переживал ситуацию, когда после собеседования вместо приглашения на работу приходил отказ. Как же так? Это несправедливо!» — многие из нас жаловались на судьбу и не понимали, что пошло не так. Екатерина Никитина, SoftServe IT Academy Recruiter, рассказала о пяти самых популярных ошибках начинающих кандидатов на собеседованиях.
«В США тестировщик может получать $100 000 и даже $500 000 в год». История релокейта днепровского IT-семейства, где муж работает в EPAM, а жена устроилась в Tesla
Марк и Виктория Терещенко — IT-супруги. Он работает на позиции Lead Test Automation Engineer в компании EPAM, она — Software QA Engineer в Tesla. В августе 2021 года пара вместе с 1-летним сыном совершила релокейт в США по L визе. Мы связались с украинской семьей и поговорили о сложностях переезда, зарплате в Америке и специфике работы в компании Илона Маска.
В 18 лет «захантил» SoftServe, в 21 — открыл собственную компанию. История львовского IT-вундеркинда
Глеб Щур — выпускник кафедры систем искусственного интеллекта НУ «Львовская политехника». На младших курсах его пригласила на работу IT-компания SoftServe, где он работал почти три года разработчиком в R&D-отделе. А уже в 2021 году Глеб основал свою компанию и стал CSO в 21 год. Рассказываем историю львовского «самородка».
«Моя финансовая цель — накопить $1 000 000, чтобы потом иметь пассивный доход и жить на него». Как айтишники тратят деньги и во что инвестируют
Зарплата айтишников в Украине — одна из самых высоких. И ИТ-отрасль во время войны — единственная отрасль, которая растет несмотря на войну. А айтишники среди тех, кто наиболее активно поддерживает армию. Средний месячный донат айтишника составляет 10% от зарплаты, или $270. dev.ua решил расспросить айтишников, куда они тратят деньги и во что инвестируют во время войны.