"Мне пары надоели уже на третьем курсе". 8 историй о том, как войти в IT со студенческой скамьи

Мы уже писали о том, нужно ли айтишникам академическое образование и как компании становятся конкурентами вузов, самостоятельно готовя для себя сотрудников. Теперь dev.ua поинтересовался у самих выпускников, каких знаний не хватало именно им при поиске первой работы, и как они их получали.

Восемь интересных историй о том, как со студенческой скамьи попасть в IT и делать карьеру в ведущих компаниях отрасли.

Мы уже писали о том, нужно ли айтишникам академическое образование и как компании становятся конкурентами вузов, самостоятельно готовя для себя сотрудников. Теперь dev.ua поинтересовался у самих выпускников, каких знаний не хватало именно им при поиске первой работы, и как они их получали.

Восемь интересных историй о том, как со студенческой скамьи попасть в IT и делать карьеру в ведущих компаниях отрасли.

Содержание
Вакансии для айти специалистов мы рекомендуем находить в телеграм-канале наших друзей Zaichenko Team

История первая. Совет сестры, три собеседования, и ты — интерн  в Luxoft Ukraine

Сергей Шаган, С++ разработчик интерн в Luxoft Ukraine
окончил бакалавриат КПИ по специальности «Компьютерная инженерия» факультета прикладной математики. Сейчас поступает в магистратуру.

К концу класса десятого я не знал, куда и на кого поступить, был период неопределенности. Я слышал о КНУ им. Шевченко и думал поступить туда, но не знал на кого. Старшая сестра посоветовала поступить в КПИ на программиста. Я немного почитал об этом и понял, что это интересно и перспективно. Вот так началось сочетание моей жизни с ІТ.

В компанию попал этой весной, пройдя несколько собеседований с различными представителями компании и отдельных проектов. Сначала было предварительное собеседование с HR с Luxoft. Она рассказала, кого ищет, расспросила обо мне, а также проверила мой уровень английского. Далее было техническое собеседование с разработчиками, которые задавали вопросы, давали тестовое задание. Последним со мной общался проджект менеджер проекта, который хотел понять, что я за человек. После этого собеседования я получил оффер.

Позиция, на которую я попал, это С++ разработчик интерн. База, которую я получил в университете очень сильная, в течение двух лет я изучал язык программирования С++, и еще один год — предметы, связанные с этим языком программирования. Но этих знаний для работы оказалось мало, поэтому я дополнительно проходил курсы на Coursera по С++, читал книги и статьи в интернете, что позволило повысить уровень и получить нужные для работы знания.

Университетская база — хорошая, 7-8 баллов из 10. Но для работы нужна уже конкретная специализация (т.е. С++ позволяет быть, например, Embedded разработчиком, BackEnd разработчиком, Game разработчиком). Надо было выбрать направление и изучать соответствующие библиотеки для написания программного обеспечения одного из этих направлений. Соответственно, нужно было самому искать что-то по этим направлениям и изучать. Соответственно, самостоятельная работа отнимала много времени.

Если бы у меня был выбор учиться не в Украине, а за рубежом в каком-то Кембридже, я бы, наверное, отказался. По моему мнению, КПИ является одним из ведущих университетов Украины. Плюсом является также его расположение в Киеве — город больших IТ возможностей, большое количество компаний. То есть в процессе обучения ты можешь успешно найти стажировку или работу. И все же я думаю, что ни один университет мира не даст всех необходимых знаний для работы, многое предстоит изучать самостоятельно.

Из беларуского легпрома в компанию Ким Кардашьян. История бывалого айтишника Юрия Великанова
Из беларуского легпрома в компанию Ким Кардашьян. История бывалого айтишника Юрия Великанова
По теме
Из беларуского легпрома в компанию Ким Кардашьян. История бывалого айтишника Юрия Великанова

История вторая. Как начать работать с третьего курса и сразу в SoftServe

Соломия Гетман, frontend developer в SoftServee
закончила бакалавриат Национального университета Львовская Политехника в Институте компьютерных наук и информационных технологий (ИКНИ) по специальности «Компьютерные науки» (кафедра систем искусственного интеллекта, разработанная IT-кластером)

Еще в одиннадцатом классе я четко понимала, кем хочу быть. Моя мама мечтала, чтобы я была врачом, а папа — чтобы учителем математики, но я всегда знала, что это не для меня, я хотела связать жизнь с чем-то интересным, чтобы иметь возможность ежедневно изучать что-то новое и иметь интересные челенджи. И уже после первого курса обучения в университете я поняла, что сделала правильный шаг и связала свою жизнь с IТ-сферой.

Я начала работать, когда была на третьем курсе благодаря специальной программе, разработанной компанией Softserve совместно с универстетом Львовская Политехника. В рамках летней школы студенты имели возможность учиться по определенному направлению (Angular, React, Java, Python, .Net), чтобы потом получить. После этой школы я прошла собеседование и получила предложение.

Здесь впервые была создана программа дуального образования, согласно которой часть практического материала зачисляется нам на работе — по некоторым предметам оценки за лабораторные работы нам выставляла компания Softserve, а за лекционный материал отвечал университет. Была создана отдельная группа из 20 человек, которые приняли участие в программе дуального образования.

Каждый год нашему IT не хватает 25 000 выпускников – Тарас Кицмей
Каждый год нашему IT не хватает 25 000 выпускников — Тарас Кицмей
По теме
Каждый год нашему IT не хватает 25 000 выпускников — Тарас Кицмей

В принципе, мне универститет, в частности кафедра, действительно дали много знаний для того, чтобы пойти работать. Когда я шла на работу, то чувствовала, что у меня действительно хороший багаж знаний. Но когда ты идешь на курсы, имеешь больше возможностей получить практические навыки по той позиции, на которую хочешь попасть. В целом IТ- сфера требует постоянного обучения, здесь нет такого, что вот изучил что-то в университете или на курсах — и все, этого достаточно. Здесь ты постоянно должен что-то учить и развиваться.

Могу сказать, что украинские вузы не слишком уступают в уровне подготовки специалистов в IТ иностранным учебным заведениям. Закончив университет, я смело могу сказать, что я бы снова выбрала украинский университет, даже если бы имела возможность учиться за рубежом. В целом следует помнить, что в этой жизни все зависит от тебя. В каком бы университете ты не учился, если выберешь сферу, которая тебе нравится, то достигнешь успеха в ней, несмотря ни на что.


История третья. Решаешь алгоритмический задачу — и ты сотрудник Intetics

Илья Овчаренко, Data Scientist Intetics
окончил бакалавриат по специальности программная инженерия в ХНУРЭ, сейчас учится на магистратуре в УКУ

Сочетать жизнь с программированием я определенно планировал давно. Когда узнал о вакансии, связанной с функциональным программированием, подумал, что это мой шанс заниматься чем-то интересным, и не быть еще одним ординари девелопером (но не все так случилось). Путь к должности в компании был несложным и недолгим — я решил алгоритмическую задачу и получил первую работу в компании.

А через полгода представилась возможность перейти на другой проект, связанный с компьютерным зрением и обработкой изображений, работаю в этой команде до сих пор.

Кстати, ничего дополнительного, чтобы получить работу, мне с базой университетских знаний изучать не пришлось. Мое обучение в универе проходило под лозунгом «ну, вообще прикольно». Но в процессе приходится изучать кучу новых вещей, чтобы выполнять задачи эффективно. Источником таких знаний может быть что угодно: статьи, лекции, курсы, соцсети и знакомые.

Вообще я считаю, что сама мысль о том, что где-то можно один раз научиться так, чтобы этого было достаточно, чтобы работать и конкурировать на рынке труда — идеалистическая и не соответствует действительности. Особенно в IT, где постоянно появляются новые технологии, направления и тд.

Университет — это больше о базовых знаниях, общении с необходимыми людьми, формировании собственных взглядов в этой атмосфере. Но это не исключает необходимости учиться самостоятельно, это лишь хороший старт. Как по мне, так и должно быть. Звучит как-то сложно — «постоянно учиться, осваивать новые скиллы», но часто это просто «удовлетворение собственного любопытства».

Нужно ли кодерам академическое образование? Отвечают айтишники
Нужно ли кодерам академическое образование? Отвечают айтишники
По теме
Нужно ли кодерам академическое образование? Отвечают айтишники

В Украине есть много технических вузов, которые готовят хороших специалистов. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. Прежде всего, это связано с наличием компетентных и заинтересованных преподавателей. По моему мнению, студенты, которые заканчивают программы по компьютерным наукам в УКУ, гораздо сильнее выпускников других вузов и имеют основательные знания.

Если сравнивать топовые вузы в нашей стране со средним университетом заграницей, то я не вижу значительных преимуществ. Начинать обучение вполне имеет смысл у нас. Уровень знаний, которые можно получить в Украине на computer science программах, достаточно высок.

Получить первую работу можно очень легко и очень быстро. Есть ощущение, что даже слишком быстро. Потому что многие наши вузы крайне лояльно относятся к сочетанию работы по обучению. К сожалению, обучение в таком случае отходит на второй план, и студенты теряют возможность получить важные навыки на последних курсах. Многие вузы имеют программы обмена студентов, так что при большом желании всегда можно попробовать как оно там. Рассматривать обучение за рубежом точно есть смысл при поступлении в магистратуру или аспирантуру.


История четвертая. Как занятия на парах надоели, и судьба привела в Ciklum

Богдан Семяник, .Net Team Lead в Ciklum
окончил НТУ «ХПИ» в 2016 году

Получив диплом бакалавра, я решил, что нет особого смысла тратить еще полтора года на учебу в вузе. Сфера IT крайне динамично развивается. То, что было актуально еще недавно, сегодня уже может потребоваться только для поддержки систем, созданных тогда, несколько лет назад. Академическое образование — огромная и неповоротливая система.

Предположим, мотивированный человек предложит ввести новую тему или предмет. Пока эта идея пройдет все бюрократические процедуры и, если сможет, дойдет до программ университетов, она, с большой вероятностью, так или иначе устареет. Получается, академическое образование бесполезно в условиях быстро меняющегося IT-мира? Не совсем. Мне лично университет принес большой нетворк — множество хороших людей из этой «песочницы», с которыми можно общаться, делиться опытом.

Вуз — это, в первую очередь, нужное комьюнити. К тому же, университет дал некоторые фундаментальные вещи, которых я не встречал на курсах. Кроме того, высшее образование помогает и развивает мышление в нужную сторону. Да, я не решу сейчас уравнения, которые мы щелкали на последних курсах высшей математики, но и бесполезной ее отнюдь не назову. Как говорил Ломоносов: «Математику уже потому учить надо, что она ум в порядок приводит».

Сейчас я активно провожу собеседования в компанию. Скажу честно, меня совершенно не волнует, есть ли у кандидата специальное образование. Гораздо важнее ход мыслей, умение общаться, решать задачи, с которыми он не сталкивался, и применять на практике полученные знания. Многое из этого в вузе не приобрести. К тому же, в силу специфики, некоторые знания по универу могут быть неактуальны, а учиться применять знания на практике, скорее всего, придется самому.

Можно ли получить работу в IT без специального образования? Безусловно, таких примеров тысячи. Однако, многие инженеры, которых я уважаю и считаю примером для подражания, как раз получили профильное образование.

Я могу назвать только нескольких преподавателей, которые учили тому, что непосредственно понадобилось в работе. И они преподавали скорее ради удовольствия, так как параллельно работали в IT-компаниях.

Мне занятия на парах надоели уже к началу третьего курса. Я понял, что их эффективность начала резко падать — перестал узнавать что-то принципиально новое. И тогда начал искать варианты. До сих пор я считаю, что это было лучшим решением на тот момент.

Все IТ-курсы можно условно разделить на два типа: непосредственно при IT-компаниях и в образовательных проектах. Я попал на первые, это была одна из крупнейших IТ-компаний в стране. Было сложно по многим причинам, но оно того стоит. Курсы, которые устраивает компания, чтобы «вырастить» себе инженеров и взять в штат — это очень полезно. На них всегда актуальны «предметы» и темы. Когда я сам уже начал преподавать на таких курсах, программа обновлялась с каждым набором — раз в полгода.

Здесь люди из реального «продакшена» учат вас тому, что делают каждый день на том же «продакшене». Здесь, по определению, не может быть неактуальных знаний.

Когда я «дорос» до того, чтобы самому проводить собеседования, меня крайне удивил факт, что студент после интенсивных полугодовых курсов при компании чаще всего проходил интервью на голову выше, чем 90% кандидатов с рынка с 2-3 годами опыта. Такой «выпускник», уверен, сможет расти намного быстрее и дальше.


История пятая. О том, как стать членом команды Parimatch Tech

Эмилия Воронова, junior .NET developer Parimatch Tech
студентка ХНУРЭ

Я думаю, что по одному университетe сложно оценить уровень образования всей страны. Я интересовалась темой IT-образования в разных городах — где-то оно очень достойное, где-то оставляет желать лучшего, а в целом — всегда есть куда стремиться. Когда я поступала на свою специальность, то слышала, что это «лучшая IT-специальность в городе», и в процессе обучения поняла, что она действительно во многом хорошая, но нужно закрыть пробелы в знаниях, которые не покрыты программой, но будут необходимы на работе.

Университет дал мне базовые знания и толчок к тому, чтобы развиваться дальше в интересном для меня направлении. Но я всегда понимала, что для работы мне понадобится дополнительное обучение. Самообразование дается мне сложнее, чем организованный учебный процесс, поэтому Parimatch Tech Academy стала очень хорошей возможностью получить знания. Я думаю, сегодня многие понимают, что университет полностью не покроет все, что нужно знать и уметь для качественной работы в компании.

Когда я подавала заявку на обучение в Академии, чувствовала, что моих знаний было недостаточно для того, чтобы пройти стажировку, поэтому начальной целью было получить как можно больше знаний в процессе обучения. От технических скиллов и до умения эффективно работать в команде.

Для того, чтобы полноценно работать в крупной компании, нужно было еще многому научиться. Месяцы обучения в Академии, можно сказать, начали новый «сезон» моей жизни. Множество знакомств с вдохновляющими людьми и огромный объем знаний — все это нам без «воды» преподнесли в понятной форме разработчики, которые разбираются в программировании, и каждый день работают с живым продуктом.

Нам помогли здорово прокачать hard- и soft-скиллы, получить опыт в командных проектах во время учебы. Затем мы погрузились в реальный рабочий процесс во время стажировки, и наконец — все, кто справился, получили офер от компании. Еще чуть более полугода назад, заполняя анкету на обучение, я не могла представить, что сегодня буду Junior .NET разработчиком такой крупной компании.


История шестая. О возможности строить IT-карьеру в ZONE3000

Мария Подгурская, QA Engineer в ZONE3000
выпускница ХНУРЭ

В ZONE3000 я начала с позиции Customer Support и проработала там некоторое время. Очень благодарна этой должности за то, что благодаря постоянному общению с клиентами, я и сама становилась более коммуникабельной и менее закрытой. В основном прокачивались софт-скиллы, что было действительно положительным аспектом работы.

Через некоторое время я начала поглядывать на те направления IT, где можно развиваться дальше. Я очень люблю изучать что-то новое и долго не могу находиться в своей зоне комфорта, поэтому изменение деятельности было для меня важным.

Изучив многие позиции, я поняла, что больше всего мне интересна позиция QA Engineer. Я общалась с людьми, которые работают в данной сфере, обсуждала положительные и отрицательные аспекты работы, записалась на курсы.

Недопрограммисты. Как и зачем IT-компании конкурируют с вузами
Недопрограммисты. Как и зачем IT-компании конкурируют с вузами
По теме
Недопрограммисты. Как и зачем IT-компании конкурируют с вузами

Уже после прохождения курсов в компании как раз открылась эта позиция, и я подала на нее заявку. Конечно, я до последнего не верила, что с моим минимальным опытом меня могут взять, но, к счастью, отбор  прошла. И сейчас мне действительно нравится моя работа, мне интересно разбираться с новыми задачами, узнавать новый материал для себя.

На самом деле, при приходе на работу, из навыков, которые я получила в университете, мне понадобилось умение находить информацию и разбираться в чем-то самостоятельно. Не могу сказать, что регулярно сталкиваюсь с тем или иным предметом, который нам преподавали в институте, но периодически что-то всплывает.

Я бы сказала, что уровень украинского IТ-образования заслуживает 7 баллов из 10. Не могу сказать, что у нас достаточно хорошо развита сфера IT-образования, хотя стремление к этому явно есть. Мне кажется, что высшее образование не является аргументом при принятии на работу. Главным фокусом, в моем понимании, должно быть умение человека именно работать, а не повторять заученный материал, как на экзамене.

Лично я профильные курсы для того, чтобы попасть на работу, заканчивала, но знакома со многими людьми, которые находили работу и без курсов. Все зависит от человека и его мышления. Мне проще разбирать новый материал с кем-то, поэтому я и выбрала прохождение курсов.


История седьмая. О теории в STEM и практике в GlobalLogic

Анна Олексиенко, Junior Software Engineer, GlobalLogic

Когда меня взяли на позицию в GlobalLogic, я прочитала достаточно много книг по основной технологии, в которой хотела развиваться дальше — С++. Также я прошла С / C++ BaseCamp и на реальных задачах смогла закрепить полученные знания. Я понимала основы, но не имела опыта работы с production проектами. На кемпе я осваивала технические аспекты, например, build системы и CI/CD, методологии разработки и разбиралась в большом количестве документации.

Из-за страха показаться некомпетентным, я не умела задавать вопросы. Но скорость работы на проекте напрямую зависит от умения коммуницировать с командой. И в процессе я поняла — в правильно поставленном вопросе уже есть половина ответа.

Украинское IT-образование учит новичка основам. На STEM-специальностях дают достаточно сильную теоретическую базу, развивают логическое мышление и умение решать сложные задачи. Проблемы обычно возникают с практикой — задачи, которые можно легко автоматизировать, нужно выполнять вручную. Но уже ситуация улучшается.

В моем университете, если студент защищает свою работу, преподаватели могут принимать написаное приложение. Также существует практика разработки групповых проектов с возможностью выбрать технологический стек самостоятельно. Но нужно понимать, что программа в университетах обобщенная, ведь выпускники трудоустраиваются в различные области IT-сферы, где требования могут почти не пересекаться. Соответственно, после ознакомления с важными технологиями, развиваться в направлении нужно самостоятельно.

Найти первую работу можно и учась на своих личных проектах. Но курсы имеют ряд преимуществ. Кроме технических навыков, они развивают коммуникацию и умение работать с требованиями. Если курсы от компании, то их прохождение помогает ознакомиться с рабочей культурой и пообщаться с инженерами. Чаще всего технологический стек выбирается на основе того, что используется на реальных проектах. Это дает более быстрый старт при трудоустройстве в эту компанию.


История восьмая. О том, как попасть в EPAM, если университетских знаний недостаточно

Виктория Зоренко, EPAM Junior Software Testing Engineer
закончила бакалавриат НТТУ «КПИ» им. Сикорского, факультет ФИВТ, специальность «Инженерия программного обеспечения»

С февраля по апрель этого года я была участницей учебных программ EPAM University. Если учитывать, что я училась частично за бюджетные средства, то да, я довольна результатами.

Как для контрактной формы обучения, цена немного высоковата. Ведь есть преподаватели, которые оперируют устаревшей информацией или подают ее таким образом, что приходится тратить много времени на доработку тем. Встречаются преподаватели, которые не работали в IТ-сфере, или делали это так давно, что не понимают последних изменений и обновлений.

Впрочем, на последних курсах, в магистратуре, преподают молодые квалифицированные кадры — аспиранты, ассистенты. Это шанс встретить человека-практика, который расскажет, что сейчас работает в IТ, что важно. На последнем курсе у меня был замечательный курс по кибербезопасности. Но многие студенты до четвертого курса разочаровываются в качестве современного образования.

За полгода мы наняли 1663 айтишника: главное из интервью EPAM
За полгода мы наняли 1663 айтишника: главное из интервью EPAM
По теме
За полгода мы наняли 1663 айтишника: главное из интервью EPAM

Например, на первом курсе у меня был очень сильный преподаватель по основам программирования, который ставил серьезные требования к своим студентам. А в следующем году на другом курсе мы снова вернулись к изучению основ — разница между константой и переменной, как писать функцию и тому подобное.

Если бы я ставила оценку современному высшему образованию по 5-балльной шкале, за актуальность, материальную базу и практичность я бы дала скромные 3,5 балла. Но уровня преподавания математики и связанных важных для IТ дисциплин (теория вероятности, линейная алгебра и аналитическая геометрия, компьютерная дискретная математика), я бы поставила 5 баллов. И так же за создание соответствующей атмосферы, сообщества, где встречаешь людей, которые развиваются сами и помогают развиваться другим.

Вуз дал возможность прокачать софтскиллы, и я нею воспользовалась. Одного академического образования мало, не хватает современных подходов и практики. Очень много усилий уходит на самообразование, дополнительные курсы. Я пришла в EPAM на позицию тестировщика, а в вузе у меня был только один беглый курс по этому предмету. Чтобы получить нужные знания, я прошла соответствующую программу EPAM University, до этого самостоятельно овладела несколькими курсами на youtube и обработала специальную литературу.

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал.

Читайте также

8 из 10 сотрудников SoftServe учились в корпоративном университете в 2020 году
8 из 10 сотрудников SoftServe учились в корпоративном университете в 2020 году
8 из 10 сотрудников SoftServe учились в корпоративном университете в 2020 году
Ciklum купил одну из компаний Genesis Capital. Ранее Dragon Capital стал миноритарным акционером Ciklum
Ciklum купил одну из компаний Genesis Capital. Ранее Dragon Capital стал миноритарным акционером Ciklum
Ciklum купил одну из компаний Genesis Capital. Ранее Dragon Capital стал миноритарным акционером Ciklum
От Julia до Ballerina: гид по новым языкам программирования, которые стоит изучать в 2021 году
От Julia до Ballerina: гид по новым языкам программирования, которые стоит изучать в 2021 году
От Julia до Ballerina: гид по новым языкам программирования, которые стоит изучать в 2021 году
Воркейшн в украинском IT: бенефит для работников или выгода работодателям?
Воркейшн в украинском IT: бенефит для работников или выгода работодателям?
Воркейшн в украинском IT: бенефит для работников или выгода работодателям?
Работать из любой точки мира, кажется, стало обычной практикой в ​​новой реальности, которая пришла в бизнес вместе с пандемией. Но сначала работникам цифрового бизнеса и креативной индустрии пришлось доказать свою эффективность в таком формате, а работодателям — принять как факт наличие альтернативного формата традиционной офисной работы и выполнения задач.