🚨⚡🚨 Біткоін по $100к. Час встановлювати Trustee Plus і безкоштовно випускати картку для розрахунків 👉
Вікторія ГорбікТакая жизнь
30 августа 2023, 08:40
2023-08-30
«Сейчас плюсы по налогам — это как радоваться тому, что зарезал молочную корову ради мяса». Директор Kharkiv IT Cluster рассказала о состоянии IT-отрасли в регионе
Верховная Рада приняла в целом налоговый законопроект № 8401, который, в частности, предусматривает отмену с 1 августа единого налога в 2%, а с января 2023 года технологический сектор Украины снова уплачивает НДС после десятилетнего льготного периода. Кроме того, в IT-отрасли кандидатов в 9 раз больше, чем вакансий онлайн. Как в условиях полномасштабного вторжения, обстрелов и общей нестабильности входят в новый деловой сезон IT-компании Харьковского региона, о болях и развитии отрасли рассказала dev.ua директор Kharkiv IT Cluster, Ольга Шаповал.
Харьковскому IT-кластеру в этом году исполнилось уже 8 лет, он был создан как раз после 2014 года, когда началась война. Тогда, чтобы адвокатировать и защищать отрасль, объединились 6 компаний в Харькове. Уже через полгода их стало 15, к концу года — 25, а к началу широкомасштабного вторжения IT-кластер харьковского региона насчитывал 140 участников и партнеров. После 24 февраля 2022 года объединение краткосрочно переориентировалось на образовательные, нетворкинговые и пиар-активности на помощь ИТ-бизнесу, айтишникам, их семьям и содействие в благотворительности для защиты страны. Это дало толчок компаниям присоединяться к кластеру, и в настоящее время кластер объединяет 270 участников и партнеров.
В июле 2023 года кластер запустил проект при поддержке программы «Конкурентоспособная экономика Украины» от USAID, который направлен именно на поддержку малых и средних компаний, так или иначе релокировавших своих людей. Благодаря проекту доступ к поддержке и кластерным сервисам смогут получить больше ИТ-компаний, без ограничения по региональному местонахождению.
О последствиях войны
С начала полномасштабной войны только одна компания из Харьковского IT-кластера закрыла бизнес и ни одна компания не потеряла своих людей при эвакуации. По статистике кластера к началу полномасштабного вторжения в Харькове было около 50 000–55 000 специалистов. И хоть на первое полугодие 2023 года сообщество потеряло около 6% айтишников из-за перерегистрации ФЛП, но общее количество возросло. Сейчас наблюдается тенденция к возвращению людей и даже открытию офисов, в частности, в Харькове. Но суммировать этот показатель в кластере планируют за два военных года, как в отношении людей, так и в количестве компаний экосистемы.
Наиболее сильно пострадали офисы компаний, которые были расположены в центре Харькова за военной администрацией во время прилета весной прошлого года. Всего от обстрелов пострадали около 20 компаний региона, но, как акцентировала Ольга, они не потеряли людей. Больше всего, по-видимому, пострадала компания Nix, один из офисов которой почти полностью разрушен. Но они полностью возобновили свою работу и даже открыли офис в Будапеште. Общие суммы ущерба в кластере еще не считали. Они планируют сделать это осенью вместе с юристами, но по словам Ольги, речь идет о миллионах долларов. И на сентябрь–октябрь специалисты кластера планируют вебинар для пострадавших компаний с информацией о том, какую компенсацию они могли бы получить от государства.
О мобилизации
Среди основных болезненных мест IT-компаний одна из лидирующих позиций занимает сложность бронирования от мобилизации специалистов. Сейчас по всей отрасли забронировано около 0,5%, воюет около 7% айтишников региона. Кластер активно участвует в сотрудничестве с Министерством цифровой трансформации и Минэкономики для того, чтобы усовершенствовать процесс бронирования. Но по статистике большинство отрасли в регионе состоит из дефицитных специалистов, которых невозможно забронировать.
По словам руководителя Харьковского кластера, необходимо:
предоставить возможность для прозрачного обновления военных документов, например через ЦНАПы;
дать возможность ФЛП по IT-отрасли самостоятельно бронироваться при прозрачных условиях признания критичности для экономики;
найти решение по бронированию специалистов «дефицитных» ВОС без реального опыта их использования;
мобилизовать айтишников по профессиональному направлению — в ИТ, military-tech или другие технические подразделения ВСУ, чтобы люди могли быть максимально полезны для Победы.
О трудоустройстве
Если говорить о видах договоров, по которым сотрудники могут работать с компаниями, то выбор между ФЛПами, гиг-контрактами и штатным наймом часто становится еще одной болью. У Харьковского кластера нет единого вектора, который он предлагает компаниям-участницам, но есть несколько присутствующих тенденций и сложностей.
Иногда выбор не в пользу найма в штат происходит у специалистов, потому что они не всегда готовы полностью интегрироваться в компанию, ФЛП дает возможность сотрудничать с несколькими разными компаниями. С другой стороны, это вопрос еще советского трудового кодекса, который точно не отвечает сложившейся сейчас ситуации.
О клиентах
Сейчас компании стараются не держать большой бенч, потому что очень тяжело продавать дополнительно. Очень трудно привлекать новых клиентов, потому что нет возможности уезжать краткосрочно в командировку. Кроме того, некоторые клиенты диверсифицируют риски и хотят иметь гарантии, что специалист будет работать в команде 6–9 месяцев, а из-за отсутствия невозможности бронировать дефицитных специалистов отрасли, такие гарантии компании дать не могут.
В свою очередь, Харьковский IT кластер создаем массивную промо-кампанию, чтобы показать клиентам, что на самом деле у Украины есть интеллектуальный капитал, который готов работать. Но, по словам Ольги, делать это становится все труднее.
Другие болезненные вопросы
Среди других критических факторов отмена льгот НДС и блокирование налоговых накладных создает дополнительное давление на компании и заставляет их переводить бизнес за границу.
Многие клиенты внутри страны заморозили проекты, потому что НДС по сути это плюс 20% на услуги продуктовых ИТ-компаний, а не все фирмы реального сектора готовы к этому. Это замедляет темпы диджитализации всей экономики страны, и речь здесь не о сервисе Действие, и, как следствие, еще больше замедляет экономику.
В бизнесе есть определенная инертность, соответственно, если IT-компании теряют клиента и решают проблему — нужно поработать около 9 месяцев, чтобы клиент вернулся.
О вкладе в развитие отрасли
В кластере более 160 образовательных партнеров по всей стране и кластер активно работает, чтобы сохранить образовательное сообщество, кроме айтишного. Это видение в организации начали еще до начала полномасштабной войны, когда после пандемии вопрос трудоустройства начинающих в IT был очень критичным. До полномасштабного вторжения в Kharkiv IT Cluster было более 40 образовательных проектов и инициатив, сейчас все они продолжают работать, в частности, более 200 образовательно-профессиональных программ в украинских университетах находятся под супервидением Харьковского ИТ Кластера.
Поэтому стратегические составляющие образовательных проектов и инициатив Kharkiv IT Cluster:
Фокус на академическое образование. По мнению Ольги, специалисты, которые идут работать после первого-второго курса, быстро осваивают ключевые навыки профессии, но теряют фундаментальную составляющую, которая позволяет им в дальнейшем расти профессионально. Это поняли и компании, которые уже меньше берут «нулячих» обучающих у себя сотрудников, а переводят фокус на тех, которые уже имеют фундаментальный пласт знаний и навыков.
Расширение спектра навыков. Это направление вытекает из предыдущего и кластер организует программы повышения квалификации для студентов и новичков.
Получение практического опыта. Подобные программы, которые также позволяют наработать кейсы в портфолио, действуют в организации на постоянной основе.
Прокачка софтскилов. Недостаточность навыков работы в команде, умение синхронизироваться в проектах и других практических качеств, которые помогают, по словам Ольги, «делать работу», также не позволяет некоторым новичкам получать оффер.
IT со школьной скамьи. К подготовке карьерной воронки в организации подходят еще со школы, чтобы дети понимали, как будут строить свою карьеру, что айтишник — это не только программист, а технологии — уже часть работы любого — от врача до учителя.
Несколько новых проектов в указанных направлениях кластер будет готов презентовать в начале нового учебного года. Но подробности пока не раскрывают.
О дуальном образовании
Кроме того, в Харьковском регионе практикуют дуальное образование, начиная с 2010 года. Первые программы возникли в политехническом университете еще тогда, когда это не было на законодательном уровне. В каждом университете региона от 50 до 60% студентов третьего-четвертого курса по существу проходили дуальную форму обучения, посещая занятия утром и овладевая прикладными предметами после обеда и до вечера, хотя формально это не называется дуальным образованием.
Сейчас кластер сотрудничает с Министерством образования для того, чтобы формат дуального образования стал соответствующим современности. 85% участников Харьковского IT-кластера, так или иначе, участвуют в проектах, по существу имеющих элементы дуального образования, как ИТ-гиганты, так и небольшие компании. Основной вклад кластера в том, что всю административную работу по этим проектам специалисты кластера забирают на себя.
Об IT-Generation
Харьковский IT кластер посылал свои предложения на первых этапах формирования проекта IT Generation, но к участию в проекте привлечен не был.
Одним из основных векторов, который нужно изменить в подобных программах, по ее словам, добавить возможность переквалификации уже работающих IT-специалистов.
Руководитель кластера заверила, что в будущем организация готова присоединяться к подобным программам, потому что они нужны, но при условии понимания, какие специалисты нужны и какие компании готовы принять участие и дать людям работу. Низкий показатель трудоустройства в IT Generation не должен быть стоппером для того, чтобы не делать такие программы.
О перспективах и прогнозах украинского IT
Глобально, по словам Ольги Шаповал, существуют 3 сценария, по которым может развиваться украинская IT-отрасль:
Инертный — если ничего не делать IT, конечно, не исчезнет, но Украина уж точно не лидер сервисного ИТ-бизнеса в Европе и страной рождения глобальных ИТ-продуктов.
Нейтральный — если убрать запреты и дать возможность специалистам и ИТ-компаниям работать, то аккумулированные от диверсификации рисков средства смогут направить на то, чтобы приостановить падение и постепенно восстанавливаться.
Позитивный — когда государство быстро сфокусируется на сохранении ИТ-отрасли, поддержит диджилизацию реального сектора экономики, предоставит гарантии для клиентов, механизмы страхования их рисков и поддержку отрасли в пострадавших регионах — тогда ИТ-индустрия сможет развернуть тренд и вернуться к привычным темпам на уровне 25% роста каждый год уже с 2025 года.
Среди конкурентных преимуществ, которые всегда имели украинцы — это мощные фундаментальные математические знания, а также гибкость по отношению к рабочему времени, которая не очень присуща европейским специалистам.
«Большинство сотрудников ІТ-компаний выехали». Как живут ІТ-кластеры на третий месяц войны
Как чувствуют себя IT-кластеры на третий месяц войны? Откуда-то выехали практически все айтишники, а где-то прибыло специалистов больше чем в два раза. А где-то даже формируются новые сообщества.
Мы решили опросить сообщества и выяснить, как изменилась их жизнь, количество людей и компаний, их заработок и что там насчет мобилизации айтишников. Мы опросили 17 кластеров, ответы получили от пяти: Львовского, Закарпатского, Полтавского, Черниговского и Одесского. Правда, последний заявил, что они проводят личное исследование совместно с IT Ukraine Association, результаты которого будут опубликованы отдельно.
Остальные ответы объясняют, как в нынешних условиях выживают IT- сообщества.