Кто такой нарративный дизайнер? Обзор изнутри от Олега Синицына

О профессии рассказывает Олег Синицын, нарративный продюсер и менеджер нарративной команды в Playrix. Работал с играми Gardenscapes, Township, Fishdom, Homescapes (11 млн установок в марте 2020).

Продолжаем цикл материалов об IT-специальностях. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Надеемся, цикл поможет школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в IT, оценить свои перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Можно обсуждать и дополнять материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезнее. Спикер и автор материала поддержат дискуссию и ответят на вопросы.

Кто такой нарративный дизайнер? Обзор изнутри от Олега Синицына

О профессии рассказывает Олег Синицын, нарративный продюсер и менеджер нарративной команды в Playrix. Работал с играми Gardenscapes, Township, Fishdom, Homescapes (11 млн установок в марте 2020).

Продолжаем цикл материалов об IT-специальностях. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Надеемся, цикл поможет школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в IT, оценить свои перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Можно обсуждать и дополнять материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезнее. Спикер и автор материала поддержат дискуссию и ответят на вопросы.

Чем занимается нарративный дизайнер?

Нарративный дизайнер — это разновидность геймдизайнера, у которого на первом месте реализация истории и то, как лучше донести ее до игрока.

История — это цепь драматических событий, происходящих с главным героем в мире игры. Они вызывают у игрока эмоции: удивление,  радость, ностальгию. 

Например, в Homescapes — это история дворецкого Остина. Родители хотят продать дом его детства. Чтобы спасти его, Остин делает головокружительный ремонт, при этом сталкиваясь с сопротивлением папы и мамы, которые привыкли к старым вещам.

Здесь наши нарративные дизайнеры занимаются метаигрой, в которой дворецкий Остин восстанавливает дом родителей. Дом разбит на комнаты, каждый нарративный дизайнер разрабатывает свою комнату. Он придумывает визуальный концепт интерьера и связанный с ним сюжет, согласовывает с командой, составляет блок-схему квестов, прорабатывает вместе с художником изображения, отсматривает рабочие версии игры.

В паре с нарративным дизайнером работает райтер, который пишет диалоги и все сопровождающие тексты. Когда у нас заканчиваются комнаты в доме, мы придумываем новый дом, разбиваем его на комнаты и снова раздаем их нарративным дизайнерам. 

Работодатели часто путают нарративного дизайнера со сценаристом. Нарративный дизайнер — это более широкая специальность, чем игровой сценарист, работа которого чаще всего состоит в написании сеттинга, сюжета, диалогов, то есть, не выходит за рамки текста. Нарративный дизайнер тоже умеет писать тексты и придумывать увлекательные истории, но еще он плотно работает с визуалом, поведением, анимациями, спецэффектами, звуками и миллионом других вещей, которые помогают эффективно донести сюжет игры до игрока и вызвать у него эмоции.

Что нужно уметь

Если говорить о Hard Skills, то первое, что требуется от специалиста, — это уметь придумывать увлекательные сюжеты и соединять их с игровыми механиками. Для этого нужно разбираться в популярных играх с нарративом или, как минимум, поиграть в них.

Нарративный дизайнер должен понимать, с помощью каких приемов игра вызывает эмоции у игрока, удерживает внимание и заставляет вновь и вновь возвращаться к ней, как к любимому сериалу. Некоторые люди придумывают классные истории, но не могут изложить их на бумаге, поэтому владение литературным слогом — еще одно важное качество НД.

Кандидат должен уметь писать литературные тексты, причем писать классно и грамотно. Если вы это умеете, значит, карьера сложится. Многие НД пришли из профессий, где умение хорошо писать — основа. Среди нас бывшие литераторы, сценаристы, театральные режиссеры, психологи, журналисты, геймдизайнеры. До того как попасть в геймдев, я писал книги и киносценарии. 

Из Soft Skills можно отметить умение работать в команде и конструктивно относится к критике. Если вы считаете, что в ваших текстах нельзя поменять ни слова, то томик с вашими шедеврами должен стоять на полке рядом с Толстым и Достоевским, а карьера НД не достойна вашего таланта.

Карьера

Работа нарративного дизайнера крайне увлекательна, но это не потолок роста в геймдеве. Можно вырасти в ведущего нарративного дизайнера, продюсера или стать менеджером других нарративных дизайнеров. 

Почему нужны нарративные дизайнеры

На мой взгляд, это связано с тем, что люди поколения 35+ отказываются от традиционного досуга вроде книг, театра и фильмов, обращаясь вместо этого к играм с богатым сюжетом. Люди более молодого поколения (до 35 лет) выросли с компьютерной мышью или смартфоном в руке и привыкли к текстам на экране. Игры стали источником развлечения и уже сравнялись по доходам с киноиндустрией. Возможно, их популярность кроется не только в том, что это доступное и качественное развлечение. Думаю, современным людям не очень нравится мир, в котором они живут, и они пытаются укрыться от него в уютном и понятном мире игры. В результате количество игр множится как на консолях, так и на мобильном рынке. 

Для разработки таких сюжетных игр компаниям требуются сценаристы и нарративные дизайнеры. Если вы пишете на английском так же легко, как дышите, то можно работать для европейской, американской, китайской аудитории. Востребованность есть, правда, вам понадобится резюме по вашим сценариям. Если вы прекрасно пишете на русском, то в проектах на постсоветском пространстве вам будет тоже неплохо. Присылайте свои резюме, прикладывайте образцы лучших текстов. Если у вас есть потенциал, рекрутеры обязательно свяжутся с вами.

Курсы по теме:

Как стать нарративным дизайнером

На специалистов высокий спрос, в том числе потому, что такому почти нигде не учат. Рекомендую обратить внимание.

  • Курсы Сергея Чекмаева — игрового сценариста, писателя, редактора.
  • Школа компьютерных технологий Scream school. В составе общего курса по геймдизайну опытный сценарист Сергей Величко преподает дисциплину «Сценарий игры».
  • Онлайн-школа «Нарраторика».

Книги

  • Сид Филд, «Киносценарий: основы написания».
  • Роберт Макки, «История на миллион долларов».
  • Кристофер Воглер, «Путь писателя».
  • Линда Сегер, «Как из хорошего сценария сделать великий».
  • Александр Митта, «Кино между раем и адом».
  • Александр Молчанов, «Букварь сценариста».
  • Блейк Снайдер, «Спасти котика».
  • Нора Галь, «Слово живое и мертвое».
  • Стивен Кинг, «Как писать книги».
  • Джозеф Кэмпбелл, «Тысячеликий герой».
  • В. Я. Пропп, «Морфология волшебной сказки».

Если хотите в профессию, мой совет: оканчивайте курсы сценаристов или писателей (там вас научат конструировать истории и работать со словом) и много играйте. 

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал.

Читайте также

Кто такой Site Builder. Обзор изнутри от Александра Пожаренко
Кто такой Site Builder. Обзор изнутри от Александра Пожаренко
Кто такой Site Builder. Обзор изнутри от Александра Пожаренко
Продолжаем цикл материалов об IT-специальностях. Каждую описывает «типичный представитель» — опытный специалист и просто авторитетный коллега, тот самый человек, который знает все тайные уголки своей профессии. Надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и всем тем, кто заинтересован в выборе IT-специальности. Цикл не только поможет оценить перспективы, но и даст возможность лучше понять индустрию и особенности профессии изнутри. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его еще полезнее.
“Писал код, за который мне стыдно
“Писал код, за который мне стыдно". История кодера с 25-летним опытом
“Писал код, за который мне стыдно". История кодера с 25-летним опытом
Александр Черноокий уже четверть века работает программистом. Фактически вся его жизнь связана с IT. В большинстве своем ― с беларуским. Свидетель всех трансформаций в отрасли рассказал dev.ua, каким было IT 25 лет тому, и какие изменения его поразили больше всего сейчас, в частности, в украинском IT.
Может ли IT стать мыльным пузырем и исчезнуть? 5 мнений
Может ли IT стать мыльным пузырем и исчезнуть? 5 мнений
Может ли IT стать мыльным пузырем и исчезнуть? 5 мнений
Визы Poland Business Harbour уже доступны украинцам. Как это работает
Визы Poland Business Harbour уже доступны украинцам. Как это работает
Визы Poland Business Harbour уже доступны украинцам. Как это работает