Марія БровінськаРабота
30 мая 2022, 09:23
2022-05-30
«EPAM Франковска на своей карте не видел. Приезжали трижды, и наконец-то попросили площадь под офис на «Промприладі». Большое интервью с основателем проекта «Промприлад.Реновация» Юрием Филюком
В широких коридорах отремонтированных площадей Ивано-Франковского завода «Промприлад» пахнет краской. Строители и мастера готовят к сдаче новые и новые площади, чтобы вместить здесь всех желающих. Теплый ламповый свет возле бара создает уют, и на утренний кофе сходятся десятки резидентов современного пространства, созданного на базе огромного промышленного предприятия в самом сердце Франковска.
В широких коридорах отремонтированных площадей Ивано-Франковского завода «Промприлад» пахнет краской. Строители и мастера готовят к сдаче новые и новые площади, чтобы вместить здесь всех желающих. Теплый ламповый свет возле бара создает уют, и на утренний кофе сходятся десятки резидентов современного пространства, созданного на базе огромного промышленного предприятия в самом сердце Франковска.
В том же баре среди десятков молодых людей, активно обменивающихся утренними новостями, жду Юрия Филюка — одного из основателей и соинвесторов нетривиального для Украины проекта импакт-инвестирования «Промприлад.Реновация». Он называет себя пионером в подобном формате сотрудничества инвесторов, и сейчас ему есть чем поделиться.
По словам Юрия, за коммерческими квадратными метрами «Промприлада» выстроилась очередь. До конца текущего года в планах Юрия и партнеров — запуск 24 000 кв. м коммерческой недвижимости. Это вдвое больше, чем планировалось до войны.
А до конца следующего года экосистема проекта «Промприлад» планирует развернуться уже на 40 000 кв. м.
dev.ua поговорил с Юрием о влиянии на бизнес войны, о новых резидентах, об экономике проекта и дальнейших планах развития экосистемы.
СПРАВКА
«Промприлад.Реновация» — инновационный центр площадью 40 544 м² на базе старого завода в Ивано-Франковске. По состоянию на весну 2022 года общая сумма привлеченных инвестиций в проект составила $12 323 718. К проекту уже присоединились 1194 инвестора со всей Украины, включая Крым, Луганск и Донецк. Также среди соинвесторов — украинцы из 38 стран мира.
На сегодня реконструировано, сдано в эксплуатацию и полностью загружено арендаторами 6200 кв. м. В настоящее время на территории завода работает 29 компаний и организаций.
Содержание
О неклассическом бизнесе и войне
Проект у нас неклассический — мы на пересечении бизнеса и решении важных социальных задач. И эта составляющая, естественно, ставит нас в позицию ответственности: искать вещи, которыми мы можем быть полезны и помогать развитию социума. Это касается любых вызовов, брошенных нам. В ДНК наших резидентов — разработка партнерства и сотрудничества, поэтому в первый же день войны мы объединили бизнес-ассоциации, несколько ключевых общественных организаций, представителей местных властей и ВСУ. Вместе мы создали инициативу #SaveUkraineNow, ставшую координационным центром для поддержки воинов из Прикарпатья и городов, в которых велись бои. Совместными усилиями мы уже собрали $1,5 млн, закупали бронежилеты, каски и все необходимое оборудование.
На третью неделю войны мы запустили еще один проект Save Business Now, который обеспечивает поддержку с релокацией, консалтинг и нетворкинг пострадавшим бизнесам, ведь экономический фронт не менее важен в войне.
Согласно прогнозам экспертов, по итогам года экономика Украины упадет на 35-50%. В то же время в западных регионах страны оказалось множество людей, эвакуировавшихся из горячих мест. И мы, по сути, сейчас — тыло страны, поэтому наша миссия — максимально помогать всем, кому можем, возвращаться к работе.
И есть третий компонент — принципиальное решение возобновлять строительство после трехнедельного простоя. С началом полномасштабного вторжения, очевидно, остановилось все. Мы решили двигаться, увеличили свои амбиции, привлекли кредит для развития. У нас по плану было 12 000 кв. м до запуска следующей очереди, и мы этот объем увеличили до 17 000 кв. м. А если будет ресурс, то отстроим 24 000 кв. м. Ведь людям нужны эти площади. Мы создаем инфраструктуру, которая помогает людям интегрироваться органически и в экономическом, и в социальном, и в культурном плане. Чем больше площадей мы запустим, тем больше сможем помочь Украине.
«Как иметь офис в стране, которая убивает людей?» Вице-президент EPAM о выходе из России и Беларуси. работу украинских специалистов и перспективы отрасли
О продукте в войне
Первый продукт, который мы создали, — поддержка с релокацией. Это работает в формате онлайн-платформы Save Business Now, на которой собираем в единую базу все площадки, где можно размещать бизнес в Киеве и области, а также запросы. Далее программный продукт позволяет метить две стороны. Здесь очень много индивидуальных коммуникаций, работы персональных менеджеров. Этот проект создан в коллаборации с городским отделом экономики, Ивано-Франковской ассоциацией бизнеса и другими партнерами.
Впоследствии такой истории стало недостаточно. И сейчас развиваем более широкий продукт — большой Центр поддержки бизнеса в «Промприладе».
Это дополнительный большой коворкинг, ведь людям нужен нетворк и рабочие места. Запросы очень разные — микрокоманды, отдельные сотрудники, части команд хотят работать здесь. Также по принципу единого окна предоставляем любые консультации по работе на рынке, поиску помещений, адаптации бизнеса в городе.
Дополнительно запускаем быструю инкубацию и акселерацию проектов вместе с партнерами — Львовской бизнес-школой, Beetroot Academy, эстонским акселератором. Сейчас объединяем целый набор уже имеющихся сервисов и ищем финансирование на запуск этих проектов.
Ивано-Франковский IT-кластер тоже приглашает айтишников на релокейт
Новые резиденты и аренда
«Промприлад.Реновация» принял 12 новых команд во время войны. Свободных помещений у нас не было, поэтому некоторые просторы шерим между несколькими арендаторами, дополнительно нашли возможности размещения в подготовленных к сдаче резервах. И сейчас новых резидентов нам принимать некуда.
MacPaw, EPAM, AltexSoft — это только те, кто непосредственно из IT.
Еще Fuelfinance, «Телевидение Торонто», Aimbulance, Anoeses, команда бизнес-омбудсмена и другие — кто-то находился на временной основе и уже вернулись домой, кто-то до сих пор остается с нами.
Все они платят аренду, но мы никоим образом не пытались воспользоваться чрезмерным спросом, чтобы повышать цены. Это стандартные рейты, которые были до войны. Загруженность максимальная, и в условиях войны этот факт дает ощущение, что я делаю по максимуму все, что должен делать, что все на своих местах. Иначе, пожалуй, стоило бы быть на фронте.
У нас есть «лист ожидания» потенциальных арендаторов. До войны на каждый квадратный метр следующей очереди было 3-4 кандидата.
Сейчас ситуация стала еще более конкурентной, именно поэтому мы активизировали работу по запуску новых площадей. Франковск очень динамично развивается. Население города растет безумными темпами — сейчас здесь более 200 тыс населения, и по нашим прогнозам вскоре следует ожидать двойного роста. Качество жизни также растет: появляются новые социальные лифты, молодежь начинает рассматривать не только выезд за границу, но и перспективу реализовать себя здесь.
Открытие для EPAM
Когда мы познакомились с Сергеем Рожко с EPAM Ukraine — это было полгода назад, — он честно признал, что город компании не интересен. Он сказал: «Мы Франковск не видим, у нас его на карте нет, мы открываемся только в городах-миллионниках». Но после того, как я рассказал о концепции проекта, делегация EPAM приехала посмотреть, как здесь все устроено. Через три последующих месяца они приезжали трижды, и после визитов попросили площадь, чтобы обустроить офис на «Промладе».
В результате компания обустраивает в городе целых две локации — офис у озера и у нас. Сегодня самый большой аутсорсер видит здесь незаурядные перспективы.
ВСУ и киберполиция в поиске программистов для создания ботов, а во Франковске нужны специализированные кадры для создания дронов
Пространство не только для франковцев
Сейчас в нашем коворкинге больше половины людей — не франковцы. Это люди, которые либо переехали из других городов, либо вернулись сюда после определенного вояжа где-то. Forbes в прошлом году поставил Франковск на первое место среди городов по привлекательности ведения бизнеса. DOU назвал Франковск самым привлекательным городом для IT-индустрии. Здесь есть определенный концентрат интеллектуального труда, и это чувствуется. И еще интересный факт — Франковск в последние 5-10 лет активно развивался в плане девелопмента. Правда, строили преимущественно жилую недвижимость.
Количественно город вырос, жилья достаточно, а в коммерческой недвижимости — большой пробел. А мы находимся в центре города, имеем большие площади, поэтому переехавшим сюда извне компаниям это удобно и интересно.
О «борще» взаимодействия и резидентов
У нас есть три основных принципа, по которым мы принимаем к себе компании и людей: совпадение по ценностям (открытость, взаимодействие, ответственность), функциональные совпадения (потому что есть определенные слоты и направления в проекте) и экономические параметры.
Вот тогда может родиться вкусный настоящий «борщ», продукт взаимодействия.
Наша экосистема развивается на пересечении четырех основных направлений: развитие новой экономики, образование, актуальное современное искусство и урбанистика.
Новая экономика — самый широкий трек — речь о смарт-бизнесе, ответственном бизнесе, создающем интеллектуально емкий продукт с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, IT — один из главных в этом направлении.
Сейчас все становится IT-зависимым. И мы ищем IT-компании, которым интересна эта экосистема.
Здесь есть возможность не только арендовать квадратные метры, но и взаимодействовать, например, с крупнейшим в Украине мейкер-спейсом на 1500 кв м с пакетом оборудования на 2 млн евро. Также у нас здесь будет бизнес-школа, инкубатор-акселератор, коворкинг, школа новых профессий, центр научных работников, коммерческий R&D, а также хостел и коливинг для команд, которые могут приезжать сюда. Это база, которая способствует созданию уникальных продуктов и новых решений.
Агродроны SKIF ранее обследовали поля аграриев, теперь помогают ВСУ уничтожать кафиров. Их разработчик открыл школу операторов дронов
Об экономике проекта во время войны
Графики строительства и размер дивидендов мы не корректировали, невзирая на войну. Есть, конечно, риски, заставляющие перестраивать бизнес-модель, существенно подорожало строительство. Мы продолжаем искать новые решения и новые источники финансирования. Однако мы не останавливаемся, а верим в то, что все удастся.
Наше инвестиционное предложение следующее: проект имеет потенциал капитализации, и по мере того, как мы реконструируем старые квадратные метры, стоимость объекта растет с каждой последующей очередью строительства.
И доля каждого инвестора соответственно тоже растет.
Выход на вторичном рынке у нас свободный — то есть каждый инвестор может перепродать свою долю на вторичном рынке. И уже сейчас есть такие продажи, потому что за первые два года стоимость бизнеса выросла на 36%.
С 2025 года планируем начать распределение дивидендов по прибыли по результатам 2024 года. Размер их варьируется в зависимости от того, на каком этапе инвестор заходил в проект — от 9% до 12% годовых с корреляцией по курсу доллара.
Есть еще нефинансовая мотивация — когда инвестор становится частью инвестиционного коммьюнити. И это прекрасная среда для новых партнерств и поиска новых идей.
У нас уже есть множество примеров, когда люди, познакомившись у нас, создавали новые успешные бизнесы вместе.
Нынешние военные риски по западной части Украины минимальны. Мы в этом вопросе консультировались с Наблюдательным Советом проекта и единогласно приняли решение двигаться дальше.
«Мы не пришли с политикой переманивания или поглощения». Репортаж из нового офиса EPAM в Хмельницком
О конкуренции, именитых гостях и вкладчиках
У нас нет конкурентов, мы объединяем единомышленников в единую экосистему, в которой выиграют все. К нам приезжал Василий Хмельницкий, смотрел, оценивал. Среди соинвесторов есть основатели «Новой Почты» — Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк, Игорь Лиски. Александр Косован из MacPaw увеличил инвестицию в условиях войны на $1 млн.
Мы изначально выстраивали эту экосистему так, чтобы здесь не было одного великого бенефициара, который мог бы единолично на что-либо влиять. Главное, чтобы это были люди с нашими ценностями и хорошей международной деловой репутацией. И этот проект вне политики, открыто соединивший надежных ценностных людей. Из-за открытой ДНК мы избежали разных политических, рейдерских, имиджевых рисков.
Мы — пионеры такого формата в Украине.
О грантах
Гранты — это отдельный рынок, и мы работаем с ним давно. У нас в структуре есть и благотворительный фонд «Промприлад», и общественная платформа «Теплый Город», бизнес-школа, Beetroot Academy и другие. Вместе мы ищем грантовые возможности для некоммерческих направлений нашей деятельности как от международных партнеров, так и от бизнеса.
Грантодателей меньше не стало. Однако многие из них стали активно помогать ВСУ. Наш запрос по грантам сейчас — финансирование Центра поддержки экономики, запуск фудмаркета. Мы разворачиваем его полностью на потребление локального продукта, $1 млн. грантовой поддержки на запуск дает $1,3 млн. ежегодного роста рынка потребления локального фермерского продукта в регионе. Практически это активизация экономики на неизменной базе.
Также есть в планах социокультурное направление — в частности, планируем сделать арт-центр на 1300 кв.м, да еще на 800 кв. м начинаем Центр продвижения чтения. Это очень нужно в условиях войны.
Из неотложного также есть проекты поддержки ВСУ, проекты, направленные на очень базовую гуманитарную помощь. Мы смотрим в будущее и драйвим проекты, которые станут актуальными в послевоенное время после нашей победы.
Зачем IT компании офисы в Украине во время войны. Опыт Luxoft
Об Urban Space
Мы создали уникальную модель ведения бизнеса и запустили социальную франшизу. В Киеве проектом руководит другая команда, поэтому мне сложно оценить деятельность там.
Что касается Urban Space 100 во Франковске, то здесь проще. Мы были единственным заведением в городе, которое после вторжения не закрылось ни на день. Мы постоянно трудились.
24 февраля я тоже вышел на смену и готовил на кухне какие-то примитивные блюда — бутерброды, кофе и т. д. Многие боялись, но мы понимали, что это нужно людям.
Экономически эта история оправдала себя с первого дня запуска, проект создал добавленную стоимость. В отличие от «Промприлада» там не было обязательств по возврату инвестиций, это были донаты. Если же оценивать Urban Space 100 как традиционный бизнес, то проект уже давно отразил и приумножил вложенные в него средства.
Планы
Сейчас есть внутреннее решение поддержать разрушенные города Украины. Мы готовы со своей экспертизой идти помогать в создании подобных экосистем в изуродованных россией городах.
Мы — проект с открытым кодом, и после полной реализации будем готовы тиражировать наш опыт в Мариуполе, Херсоне, Харькове, если на это будет запрос.
Также недавно мы подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве с IT Ukraine Association. Члены ассоциации также могут стать нашими резидентами. Вместе мы планируем продвигать интересы украинского IТ-комьюнити на национальном и международном уровнях, развивать региональный IТ-потенциал региона для скорейшего восстановления нашей страны, диджитализации украинской нации и формирования новой высокотехнологичной экономики.
Боевая гигиена. Чем опасен WiFi на передовой, и почему иногда прилетает по Starlink: объясняет айтишник
Владимир Степанец, Senior Systems Architect в EPAM Poland написал обширный пост-объяснения о том, чем опасен интернет на передовой и почему раздавать его не стоит как из терминалов Starlink, так и со смартфона.
Публикуем его доводы, правила и советы.