«Я превратил космические импульсы в "гитару", которая сыграла самую случайную музыку во Вселенной». Как разработчик из Луганщины экспериментирует с наукой и искусством

Макс Лосев — разработчик из Луганской области. На жизнь он зарабатывает через собственный R&D центр, в котором с друзьями реализовывает проекты по автоматизации. Например, сделал для американцев нейроинтерфейсе, который заменял шапку из электродов или разрабатывал полезную нагрузку для луноходов. Кроме этого, парень добавляет к научным знаниям творческую нотку и занимается science art — сочетанием науки и искусства. Что это за сфера, рассказываем в нашем материале.

Оставить комментарий
«Я превратил космические импульсы в "гитару", которая сыграла самую случайную музыку во Вселенной». Как разработчик из Луганщины экспериментирует с наукой и искусством
Макс Лосев — разработчик из Луганской области. На жизнь он зарабатывает через собственный R&D центр, в котором с друзьями реализовывает проекты по автоматизации. Например, сделал для американцев нейроинтерфейсе, который заменял шапку из электродов или разрабатывал полезную нагрузку для луноходов. Кроме этого, парень добавляет к научным знаниям творческую нотку и занимается science art — сочетанием науки и искусства. Что это за сфера, рассказываем в нашем материале.

«Мышление ученых часто находится в «коробочке»

Максу Лосеву 35 лет. Он учился в Восточноукраинском университете им. В. Даля, что в Луганске, по специальности «Автоматизированная система управления». Изучал преимущественно программирование и передачу данных. В какой-то момент парень увлекся новым для Украины направлением под названием science art.

Это сочетание науки и искусства человеком, имеющим опыт в обеих сферах, объясняет наш герой.

«Когда я жил в Харькове, мы с друзьями создавали новую художественную школу. В ней пытались соединить молодых ученых и художников, чтобы понять как это работает».

Фото — Макс Лосев

Мышление ученых часто находится в такой себе «научной коробочке» — они классные специалисты в своей сфере, но не совсем понимают, что такое современное искусство, говорит Макс. Зато художники, как правило, люди с гуманитарным образованием, для которых научные разработки — это сложно, но они имеют мышление и воображение, рассказал парень.

«Чтобы делать крутой science art, человек должен одновременно быть и ученым, и разбираться в современном искусстве».

Суть такого направления — это представление научных разработок через призму ощущений, когда можно «прикоснуться к науке». Наш герой приводит простейший пример science art. Он касается радиоастрономии — главного хобби Макса. Ученые этого направления работают с графическими изображениями данных. Некоторые из этих спектров имеют эстетическую ценность. На них смотришь — и они нравятся.

Фото — Макс Лосев

«Через радиотелескопе под Харьковом исследуют молнии на Сатурне. Если к ним присмотреться, то они выглядят как древнее письмо у Толкиена».

Человек намеренно не творит подобное искусство, оно создано естественным образом, и ты просто обращаешь внимание, что научные исследования имеют также эстетическую ценность, говорит наш герой.

Другой пример — различные графические изображения, которые выполнили свою роль и больше не нужны науке. В них также можно найти определенную эстетику, рассказывает Макс. «Я понимаю, что если распечатать это на большой формат, то оно будет иметь крутой вид в интерьере», — уверен изобретатель.

Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
По теме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме

«Пинг-понг на осциллографе — это первый образец science art в мире»

Различные тренды появляются в Украине не сразу, так же происходит и с science art. Ученый считает, что это нормально, потому что на все нужно время, чтобы разобраться и понять.

У Макса есть собственная теория, что science art зародился с появлением первой компьютерной игры — пинг-понга. В 1958-м году американский физик Уильям Хайджинботем работал в лаборатории ядерных исследований.

Чтобы развлечь ее нечастых посетителей, Вильям с коллегами придумали виртуальный вариант тенниса, который работал на аналоговой вычислительной машине и использовал как дисплей обычный осциллограф. Через 8 лет, претерпев незначительные изменения, игра получила то название, под которым известна сегодня — Pong.

У парня нет подтверждения этой теории, но именно в тот момент научный прибор использовали не по прямому назначению, а по фану. Макс сравнивает это с настоящим открытием.

По поводу science art и Украины, наш герой называет появлением этого направления 2013 год. Макс не исключает предыдущих лет, в которых были наработки в этой сфере, но отмечает, что именно в 2013-м появились массовые проекты. 

«Там, например, были такие вещи: компьютерная обработка полевых данных и генеративная графика — когда визуал делают в режиме реального времени, и им могут управлять компьютерные алгоритмы».

В 2016 году Макс с друзьями основали в Харькове новую художественную школу. Парень считает, что это была первая в Украине попытка совместить художников и ученых. Школа включала в себя ряд институтов: Харьковский астрономический институт, Институт монокристаллов, Институт сверхнизких температур, Hacker Space и другие.

Фото — Макс Лосев

В ней учились студенты с научным бэкграундом, наш герой был одним из менторов. Говорит, что его группа разработала несколько проектов по science art. Через какое-то время Макс переехал в Киев, школу в Харькове закрыли. Это была разовая акция: и опыт, и исследования одновременно, куда мы влклали много человеческого ресурса, заключил ее соучредитель.

«Я заставил космические импульсы «сыграть на гитаре»

Сколько в этом направлении науки, а сколько искусства? Макс считает, что зависит от конкретного человека и что ему ближе. Конкретно в его работах больше научной составляющей, потому что больше занимался этой сферой.

«Я знаком с искусством как музыкант. В старших классах мы играли с друзьями панк-рок. Играл и играю на бас-гитаре. Сегодня больше работаю в направлениях drone и dark ambient».

Наш герой создает экспериментальные композиции вместе с другом. Смеется, вспоминая, что даже заработал $7 на Bandcamp (платформа для релизов музыкальных композиций — ред.). Фанат из-за границы заплатил за необычные музыкальные полотна нашего героя. Это треки, сделанные из радиосигналов, звуков спутника и дозиметров.

Вот как звучит один из них:

Еще в Харькове Макс заинтересовался темой спектрометров (оптические приборы для накопления и исследования различных спектров — ред.) и начал их самостоятельно составлять. Оказывается, что все типы излучения можно различать и отфильтровывать. Как правило, комическое излучение — это как препятствие, которое мешает делать замеры, объясняет ученый.

«Я подумал: почему мы отбрасываем космическое излучение? Ведь с его помощью можно зарегистрировать явления, возможно, даже из другой галактики».

Подобные космические частицы обладают большой энергией и возникают при масштабных космических явлениях. Например, когда разрушают черные дыры или сталкиваются галактики. Такие сигналы можно использовать как импульсы для управления определенными процессами, говорит Макс.

У парня есть басовый процессор — оборудование для изменения звука инструмента. Музыкант дергает за струну, и процессор перерабатывает звук с нее на любой другой. Вместо гитары наш герой подсоединил гамма-спектрометр и «скормил» процессору космические импульсы, которые имеют разную амплитуду.

Так выглядит прибор, ставший проводником космических волн:

Фото — Макс Лосев

«Интервал времени между импульсами — самая загадочная вещь во Вселенной. Явления, которые произошли в космосе миллионы лет назад, „играют“ сейчас на виртуальной гитаре».

Прибор у него уже был, собирал его несколько лет. Именно в то время его пригласили в Житомир, на мероприятие по science art. Макс собрал музыкальную установку буквально на столе, перед началом встречи. Жители и гости Житомира могли первыми услышать, как «космос играет на гитаре». Проект парень реализовал за каких-то два дня, совместив астрофизику, электронику, физические процессы и музыку. 

«Большинство моих проектов базируются на опыте жизни на Донбассе»

Максим родился в Краснодоне Луганской области. Рассказывает, что большинство проектов, которые он сделал вместе с коллегой Антоном Лаповым, базировались на опыте жизни на Донбассе.

«Перед войной, в 2013 году, была артэкспедиция в мой родной город, на большое количество шахтных терриконов».

Художник тогда сделал серию фотографий в инфракрасном цвете. Они касались воссоздания реальности, которую человек не может воспринять природными органами ощущений: то же космическое излучение или инфракрасный диапазон. 

Фото — Макс Лосев

В 2015 году, работы Макса и других художников с востока Украины демонстрировали  на выставке «Трудная земля» в «Мистецьком Арсеналі». В то время парень создавал проекты на базе «Арткластера» — комьюнити людей, которые интересуются искусством и желают создавать что-то свое. Сегодня его участники находятся в разных городах Украины и мира, однако держат между собой связь и делают совместные коллаборации.

Можно ли в Украине зарабатывать science art? На сегодня наш герой не видит такой возможности. Говорит, что обычно его проекты для выставок частично финансируются грантовыми программами или Украинским культурным фондом. Сюда входят деньги на материалы, транспортные расходы, питание и тому подобное. Время от времени случаются гонорары, но незначительные. Например, за проект в Польше Макс получил 500 злотых (3300 грн на сегодня — ред.). 

Фото-Макс Лосев

«Возможно, кто-то и зарабатывает на таких проектах. Но это не те деньги, которые будут тебя кормить. Обычно это просто приятный бонус».

Сегодня Макс имеет с десяток реализованных проектов по science art. Не все из них экспонировались. Из-за того, что не каждый из них может быть понятен людям, объясняет исследователь. Именно поэтому наш герой работает с напарником, который умеет разработать и объяснить концепцию определенной разработки. 

Среди современных проектов, парень выделяет «Glitch Stream» — наиболее экспонированный и наиболее сложный среди других. Он состоит из двух телевизоров, двух радиоприемников, двух компьютеров и двух радиопередатчиков.

Между ними циклически транслируется изображение из экспедиции как воспоминания. Они передаются с первой станции на вторую и обратно. Радиоволны, по которым проходит изображение, смешиваются с помехами, которые есть вокруг. Изображения понемногу разрушаются, подобно памяти, пояснил Макс.

В проекте задействована технология Slowscan TV, которая позволяет преобразовать изображение в звук, передать его по радиоканалу, как музыку, снова его принять и воспроизвести изображение с этого звука. Именно эта технология в свое время позволила получить изображение с обратной стороны Луны.

Макс делал Glitch Stream вместе с коллегой — Антоном Лаповым. Его экспонировали в Польше и Италии. Сегодня с художницей Дарьей Фес наш герой делает VR-проект, в котором графикой управляет естественный, радиационный распад.

Фото — Макс Лосев

Из последних проектов — маломощная радиостанция, работающая в лаборатории звука на заводе. Она по расписанию транслирует шесть пятиминутных радиопроизведений.

В начале каждой пятиминутки можно услышать закодированный звук. Черз специальное приложение его можно превратить в изображение и получить индивидуальную копию этой работы. Всего там шесть таких график. После нее идут аудиокомпозиции звуков завода, которые невозможно услышать напрямую, потому что все они записаны с помощью специальных устройств.

Вільна економічна зона під стрип-клубом. Як харківяни будують технологічний кластер у своєму місті
Свободная экономическая зона под стрип-клубом. Как харьковчане строят технологический кластер в своем городе
По теме
Свободная экономическая зона под стрип-клубом. Как харьковчане строят технологический кластер в своем городе
Побачити звуки Юпітера власна вакцина від COVID-19 айтішник-хакерспейсер. Як влаштований андеграунд техномейкерства в Україні
Увидеть звуки Юпитера, собственная вакцина от COVID-19, айтишник-хакерспейсер. Как устроен андеграунд техномейкерства в Украине
По теме
Увидеть звуки Юпитера, собственная вакцина от COVID-19, айтишник-хакерспейсер. Как устроен андеграунд техномейкерства в Украине
Карго-культ «Січ-2-30» протиастероїдне «око» Макса Полякова супутникові платформи з Дніпра та династичні астронавти. Дайджест Space Tech
Карго-культ» Сич-2-30», противоастероидное» око " Макса Полякова, спутниковые платформы из Днепра и династические астронавты. Дайджест Space Tech
По теме
Карго-культ» Сич-2-30», противоастероидное» око " Макса Полякова, спутниковые платформы из Днепра и династические астронавты. Дайджест Space Tech

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал — dev.ua | IT України.

Обсуждение

Комментариев пока нет.