Марія БровінськаВойти в IT
18 января 2022, 08:28
2022-01-18
«IT — это золотое дно и для людей с инвалидностью». История парня, который несмотря на инвалидность вошел в IT и уже дорос до миддла
Недавно dev.ua рассказывал историю мужчины из Антрацита, что из-за инвалидности не смог найти работу в IT. Редакция решила найти противоположную историю и рассказать, как парень на коляске стал востребованным тестировщиком несмотря на физические недостатки. Вот его история.
Недавно dev.ua рассказывал историю мужчины из Антрацита, что из-за инвалидности не смог найти работу в IT. Редакция решила найти противоположную историю и рассказать, как парень на коляске стал востребованным тестировщиком несмотря на физические недостатки. Вот его история.
Роману Засухе 36. Три года назад парень решил кардинально изменить свою жизнь — пойти в IT. И сейчас об этом нисколько не жалеет. В настоящее время Роман — Middle Manual QA Engineer в компании Ciklum. А еще несколько лет назад он работал рядовым бухгалтером на предприятии в родной Мироновке, поскольку считал, что найти хорошую работу будет сверхсложно. Дело в том, что Роман имеет инвалидность и передвигается на коляске. Однако несмотря на все его опасения сейчас парень имеет работу мечты, где активно растет и развивается, а еще — путешествует и не чувствует ни капли дискриминации. Он рассказал dev.ua о том, как шел к IT и почему возвращаться к прошлой жизни и работе даже не думает.
IT без преград. Как IT-компании трудоустраивают людей с инвалидностью: опыт EPAM, SoftServe, Intellias
Хотел стать экономистом, а пошел на строителя
В юношестве Роман даже не подозревал, что может стать айтишником.
«Я хотел быть экономистом, но мой дед, который был для меня авторитетом, сказал, что строители — перспективнее. Убедил меня, что они всегда нужны: и в войну, и в кризис, и в экономический бум. Поэтому я вступил в КНУСА (КИСИ)», — рассказывает Засуха.
Но стать строителем ему так и не пришлось. Во время учебы в университете произошла трагедия, и Роман оказался в коляске.
После года отпуска и реабилитации парень решил продолжить обучение, правда, на заочной форме. Впоследствии он получил диплом специалиста в области промышленно-гражданского строительства, и работать на стройплощадках, с которых начинают все инженеры, не смог по очевидным причинам. Однако о своем пути он не жалеет.
«Эта профессия дала мне очень много — я полностью реконструировал дом и даже предоставляю консультации», — говорит парень.
Бухгалтерские будни и попытка в юриспруденции
Еще во время заочного обучения парень заскучал дома и начал искать работу, учитывая свое состояние. Оказалось, что в родном городе Романа — Мироновке — на одном из производственных предприятий (совместное американо-украинско-датское предприятие) был нужен бухгалтер с инвалидностью. «Я туда подался, они с радостью меня приняли на позицию помощника бухгалтера, ведь специального образования и опыта у меня в то время не было», — рассказывает парень. Роман отмечает, что работодатель создал все условия, чтобы работать ему было комфортно. И парень довольно быстро прокачался на бухгалтера по оперативному учету.
«Я учился, но зарплата меня не устраивала. На тот момент я уже женился, имел семью. И решил получить второе высшее образование, чтобы как-то двигаться дальше», — говорит Роман.
Для обучения он выбрал юридический факультет университета «Украина», который оказался наиболее приспособлен для людей с инвалидностью. Но на протяжении обучения быстро понял, что юриспруденция — не его история.
Во-первых, за плечами Романа уже была тяжба, которая давалась ему довольно сложно. «Я заказал окна, но исполнитель мои деньги проиграл в автоматах, и я долго пытался отсудить собственные средства. Половину отсудил, а потом доллар вырос, и это потеряло смысл», — говорит он. Во-вторых, Роман, уже учась на юриста, взялся помочь другу в одном деле по ДТП. «И я понял, что украинский суд — негуманный, что виновные люди могут избегать наказания. Выровнял, что судебные баталии, грязные игры — не для меня. Это очень тяжело морально», — объясняет Роман.
Но учебу парень не бросил — просто сменил специальность, сюрпризов от которой быть бы немало. Роман перевелся на бухгалтера. «До этого я окончил курсы бухгалтера, и обучение считал логичным продолжением этого пути, чтобы иметь возможность занять должность главного бухгалтера», — рассказывает он.
Но не так случилось, как загадывалось.
Переход в IT
Во время учебы в университете Роман случайно узнал о профессии тестировщика. «У подруги моей жены муж работает тестировщиком и компании Infopulse. Мы пообщались, и я загорелся желанием попробовать себя в этом. До этого я и не знал, что существуют специалисты, которые занимаются тестированием программного обеспечения», — рассказывает он.
От друзей он узнал, что несколько украинских IT-компаний внедрили инициативу для обучения айтишным специальностям людей с инвалидностью.
«Это были курсы BeQAToday, и я решил попробовать, ведь моего английского хватало», — вспоминает Засуха.
Так Роман оказался в первом наборе.
Для понимания контекста он самостоятельно прочитал книгу Романа Савина «Тестирование DOT COM или Пособие по жестокому обращению с багами в интернет-стартапах». «Это такое руководство для чайников, чтоб хотя бы понять, что это такое», — объясняет Роман.
Всего в группе было около 15 человек, и все с инвалидностью. Однако почти половина отсеялась. «Во-первых, это потребовало много времени и усилий, во-вторых, многие одногруппники должны были добираться на обучение из других регионов. Да и я ездил более 100 км в одну сторону. Приходилось каждый раз уходить с работы на час раньше», — рассказывает парень.
«Когда я приехал на первую лекцию, меня поразило, что там сидят настоящие IT-специалисты, а не профессора-теоретики, к которым мы привыкли в наших университетах. Было видно, что они хотят поделиться тем, что знают, а не просто занять время», — говорит Роман.
В это время Роман еще работал, имел маленького ребенка, и по вечерам ездил в Киев, чтобы прослушать занятия. «Возвращался домой после полуночи. А каждый день после работы я сидел над домашними заданиями. Меня три месяца семья не видела», — признается Засуха.
И хотя проба пера в IT у Романа уже была — он сам написал сайт-визитку на HTML для собственного бизнеса (салон красоты), учиться было непросто.
«Было тяжело, я многого сначала не понимал. И признаться в этом себе, 33-летнему, было непросто», — говорит парень.
Но настойчивость и желание жить лучше вывели Романа в тройку лучших выпускников набора. Роман гордится своими достижениями: «По окончанию обучения трем лучшим студентам дарили ноутбуки. И я его получил. А еще — кучу бесплатных курсов, в том числе и по английскому».
Борьба за выпускников
На достойного выпускника всегда найдется достойный работодатель. Так для Романа нашлось целых три предложения от украинских IT-компаний. В свои команды его приглашали Etera, SoftServe и Ciklum.
«Сначала было собеседование в SoftServe, и я разволновался и его провалил. А потом — Ciklum», — рассказывает парень. И на момент, когда его приглашали в Etera, Романа уже имел офер от Ciklum на руках и был абсолютно доволен.
«Когда я впервые пришел в офис, у меня челюсть отвисла. Ни шума, ни соревнования рингтонов или перемывания костей коллегам, никакой нецензурщины, как на прошлой работе. Все воспитанные и приветливые», — делится парень.
Стартовое предложение от Ciklum, признается Роман, было не слишком щедрое. «Отнимая транспортные расходы (а это 200 км туда-обратно каждый день на собственном авто), я получал чуть больше, чем на предыдущей работе», — говорит он.
Однако Роман понимал, что зарплату миддла не получил бы в предыдущей компании, даже став главбухом.
Сейчас Засуха — уже миддл. Но до этого ему пришлось полтора года ездить в офис и упорно работать. «У меня есть родственники в Киеве, и в будние дни я порой оставался на ночь у них. Это было трудное время, но его надо было пережить», — рассказывает о своем тогдашнем быте айтишник.
Роман признается, что это было сложно и физически, и морально. Поэтому он планировал попросить у руководства работать удаленно хотя бы несколько дней в неделю. А пандемия решила все за парня.
Карантин пошел на пользу
Роман разделил свою жизнь на два этапа: до карантина и после карантина. «До пандемии, даже если бы я был миддлом, найти работу мне было бы крайне трудно. Потому что бизнес-центры хоть и бывают ультрасовременные, но о потребностях людей с инвалидностью там никто не заботится», — говорит он.
По словам парня, мало сделать пандус.
«Лифты, туалеты для людей с инвалидностью должны быть больше», — объясняет Роман.
Как отмечает Засуха, после перехода большинства компаний на удаленную работу, разница между ним и его коллегами, не имеющими физических проблем, стерлась. «Большинству компаний все равно, как ты передвигаешься. Главное — чтобы ты делал работу. Важны твои скиллы. И сейчас IT — это золотое дно, в том числе и для людей с инвалидностью. Если специалист с головой, то не имеет значения, на коляске он или нет», — говорит Роман.
Парень не чувствует дискриминации из-за инвалидности ни в реальной жизни, ни в соцсетях. «Не скрываю свое состояние, у меня в LinkedIn написано, что я на коляске. И это не мешает мне получать предложения от рекрутеров», — признается он.
Однако от предложений Роман отказывается. «Ciklum дает мне все, что нужно. Я не хочу, чтобы меня выделяли — я такой же сотрудник, как другие. И здесь это понимают», — говорит парень.
Уже дважды в составе команды одного из проектов, над которыми работал как джун, Роман побывал в командировке в Великобритании. Также он, как и другие, праздновал корпоратив с командой в Турции.
«Никто не заметил, что я на коляске. Никаких ограничений и большое доверие ко мне. Самолет, гостиница, переезды — все, как у обычных людей. Раньше я и представить такого не мог».
Три совета каждому на пути в IT
«Я был счастлив и без денег. Но с IT — я счастливее в несколько раз. И если ты не джун, то денег на жизнь всегда хватает», — делится Засуха. Сервисные компании, по его словам, классные тем, что можно попробовать несколько проектов в разных отраслях. «За полтора года я успел поработать уже на четырех проєктах: от финтеху и HR-теха до автобизнеса и сотрудничества с мировым брендом спортивной одежды», — гордо рассказывает Роман.
Парень считает, что всем, независимо от наличия физических недостатков или их отсутствия, нужно:
учить английский
не бояться
не лениться
А еще — верить в себя и быть на позитиве независимо от обстоятельств.
Как войти в IT, если не умеешь кодить? Три истории неайтишных специалистов по Ciklum, TECHIIA и Intetics
Для того чтобы работать в IT, необязательно уметь писать код. Ведь в компаниях большое количество специалистов, которые не знают языка программирования и не ориентируются во фреймворках.
dev.ua рассказывает, как устроена работа в IT самых неутешительных специалистов и чем она их привлекает.
«Ситуация уже прошла точку критического дна». Что происходит на рынке труда и есть ли шанс на возобновление активного найма в украинском IT
36% потерявших работу украинцев не знают, как ее искать, рапортует Work.ua. В частности, 15% читателей dev.ua, согласно опросу, также оказались за бортом и не работают. Жалуются на довольно скромный найм по сравнению с довоенными временами и рекрутеры. Вывод о том, что рынок кандидата из-за войны превратился в рынок работодателя уже ни у кого не вызывает сомнений.