Кризис смыслов, тревожность, самооценка, прокрастинация. С какими проблемами айтишники обращаются к психотерапевтам
Айтишники любят повторять, что они интроверты. Еще чаще такую характеристику кодерам дают рекрутеры и HR-специалисты. В реальности же, как и в любой другой отрасли, здесь множество как интровертов, так и экстравертов, которые нередко нуждаются в помощи специалистов, умеющих восстанавливать чужие мысли и психику.
В Украине есть специалисты, среди клиентов которых превалируют айтишники. Кто-то, правда, не выделяет IT-специалистов в отдельную группу, называя их прежде всего людьми, кому-то же очевидны различия психологического состояния тех, кто значительную часть своего времени проводит в «молчаливой беседе» с компьютером от тех, кто ведет активную социальную жизнь.
dev.ua пообщался со специалистами, и выяснил, с какими проблемами обращаются к психологам айтишники, и как им помочь.
Вызваны эти проблемы двумя группами проблем: рабочими моментами (плохой менеджмент, агрессивная среда, неправильное распределение нагрузки, отсутствие похвалы и мотивации) и внешними факторами, которые заставили обратиться человека к специалисту.
Часто HR-команды при вопросе о том, нравится ли людям работать в компании, не учитывают, что на человека влияют не только мотивационные плюшки и атмосфера в коллективе, но и уровень защиты от выгорания, занятость вне работы, личные отношения. Важно, чтобы рекрутеры и HR проходили не только базовый курс психологии, а какую-то базовую подготовку в определении клинических состояний.
Наверное, качественно решить эти вопросы без специалиста нельзя в большинстве случаев. Потому, чтобы четко разграничить варианты, нужно хорошо понимать клинику и генезис всех этих состояний. Лучшее, что человек может сделать сам для себя, — иногда посещать специалиста для чекапа своего ментального здоровья. А если выгорание перешло в тревожное расстройство, то ничего особо не поменяется.
В идеальной вселенной за IT-компаниями закреплен психотерапевт или даже психиатр, который может просто проводить правильный скрининг сотрудников на предмет выгорания и ментального здоровья.
Очень часто ко мне обращаются руководители разных направлений в IT-компаниях. Все они гипер перерабатывают, от этого срываются на сотрудниках, ухудшаются личные отношения. Всем им я ставлю диагнозы, которые приходится лечить. Собрать в кучу и перезапустить человека один раз достаточно легко, но если он не перестроит свою жизнь, не разберется с таймингом, то вернется к своему депрессивному состоянию, и мы будем ходить по кругу.
В Украине до сих пор мужчины реже приходят к терапевтам, чем женщины, однако из IT приходят и мужчины, и женщины. Они остаются на длительную терапию с глубокой проработкой.
С помощью терапии я стараюсь научить людей иметь внутренний добрый голос, голос доброты, который поможет им и просить о повышении, и уходить из токсичных отношений, и помогать себе выйти из депрессии.
Отдельно идет работа с чувством собственной ценности и запросом человека: депрессией, тревогой, тренингом навыков.
В работе использую нарративную, экзистенциальную, когнитивно-поведенческую терапию. Временами привлекаю партнера/партнершу для совместных консультаций, чтобы помочь человеку более комплексно. Форма терапии и ее продолжительность сильно зависит от запроса и типа личности. Например, для выхода из депрессии проводится работа с мыслями, поведением и эмоциями. Но кому-то для этого понадобится восемь консультаций, а кому-то — 40. Все зависит от состояния, продолжительности проблемы и запроса человека.
Если у ребят нет эмоциональных травм, то помогает справиться с проблемами в отношениях и коммуникации в коллективе чтение тематической литературы, посещение тренингов по психологии. Если все глубже, без психолога не обойтись. Если говорить о проблеме эмоционального выгорания, которое появляется на фоне завышенных требований, дедлайнов, то можно читать литературу по антистрессу, но если выгорание уже случилось, то без специалиста, который разложит все по полочкам и выяснит причину такого состояния, не обойтись. Смыслы и желание к переменам можно быстро проработать с психотерапевтом, или же ходить искать годами то, к чему лежит душа больше, чем к IT.
В период карантина 2020 года ко мне обратился клиент 35 лет. Его беспокоило отсутствие положительных эмоций и интереса к чему-либо. Также он был сильно обеспокоен состоянием своего здоровья. В ходе работы мы выяснили, что он работает из дома, где также 24/7 находится его жена и четырёхлетняя дочка, которая из-за карантина не ходит в садик. Клиенту было сложно. Но важно признать то, что постоянное взаимодействие с семьей приводит к его эмоциональному истощению, которое он изначально охарактеризовал как «отсутствие положительных эмоций». Сильная моральная усталость из-за напряжения на работе и конфликтов дома воспринималась как плохое физическое самочувствие.
Запросы клиентов из IT сферы индивидуальны и зависят от особенностей конкретного человека. Однако прослеживаются общие тенденции в запросах, а именно — трудности в регуляции эмоций, апатия и выгорание, сложности в построении личных отношений, обесценивание себя и пренебрежение своими потребностями.
Второй момент- прокрастинация из-за опасения сделать проект неидеальным. Работу откладывают, вынашивают, затем переживают, что не сдадут в срок.
Третье — эмоциональное выгорание. У большинства таких клиентов причиной выгорания становится длительный стресс, из которого они не умеют выходить, и долго находятся в эмоциональном напряжении. Все вокруг раздражает, снижается эффективность.
Еще один момент, который я встречаю в этой сфере, — это повышенная тревожность, навязчивый трудоголизм и повторение определенных схожих действий. Это чревато паническими атаками.
Ну, и очень частый запрос от айтишников — личные отношения. Дизайнеры, девелоперы часто склонны к такому типу личности, как творческий мечтатель. Они пребывают в себе, в своих фантазиях, Часто ищут партнера более импульсивного, экспрессивного, эмпатичного, более эмоционального. И такие отношения складываются сложно.
А еще часто айтишники нередко спрашивают о том, как понять, чего они хотят.
Все эти запросы решаются с помощью терапии. В рамках нескольких сессий можно решить вопрос с дискоммуникацией между девелопером и тимлидом. С паническими атаками и другими, более глубокими запросами, о причинах такого состояния работаем в формате более длительной психотерапии.
Год назад ко мне обратился мужчина, 40 лет с запросом научиться спокойнее реагировать на ситуации. В ходе работы мы пришли к выводу, что ему сложно выдерживать чувство тревоги, и он начинает злиться. Таким образом наш фокус сместился на терапию тревожного состояния.
Замечаю, что люди, которые проводят много времени за компьютером, теряют контакт с реальностью, погружаются в мир, в котором очень жёсткая конкуренция и объём работы увеличивается ежедневно. Действительно, это сейчас очень популярная профессия, и рынок труда перенасыщен. Все это приводит к профессиональному выгоранию, эмоциональному напряжению, психосоматическим проявлениям.
У меня был в практике такой случай — молодой человек 24 лет. Мы работали вместе полгода. Его беспокоили тревога, плохой сон, обесценивание своих результатов, он сравнивал себя с другими. На фоне этих процессов возникло состояние апатии. Прежде всего мы работали с его самооценкой, исследовали из чего состоит его жизнь, и что является самым главным, от чего он получает удовольствие и чувствует свою важность. Также проанализировали его способы построения отношений.
Благодаря нашей работе, он перестал воспринимать работу, как смысл жизни, начал более внимательно относиться к своему здоровью и научился ценить свои результаты.
Вторая — когда не видят перспектив развития, уперлись в условный потолок, и для следующего шага нужны решительные действия (фразы-жалобы: «вроде всё ок, но мне неинтересно, скучно, пропало желание работать и к чему-то стремиться, чувствую грусть и уныние», «тут перспектив развития нет, а заграницей я никому не нужен, придётся начинать с нуля, не уверен, что готов»).
Говоря о работе с клиентами из ІТ-сферы, я заметила некую зацикленность на рабочих моментах, в связи с чем происходит быстрое истощение ресурса, дающего заряд бодрости и ощущения «вкуса жизни».
По сему, превентивные меры по выгоранию в виде развития сфер жизнедеятельности и способов получения удовольсивя от жизни вне работы, рекомендую внедрять уже сегодня.
Рекомендую продумать, а лучше — прописать, что доставляет удовольствие в сфере, связанной с телесным удовольствием, от чего становится классно в сфере контактов и взаимодействия с людьми, и с какими именно людьми общаться кайфово, какие способы реализации потенциала уже сейчас используются, а какие есть возможности развить, какие ценности, цели, идеи драйвят, вера во что даёт силы двигаться дальше.
Обозначив свои переспективы развития по этим сферам, жизнь постепенно будет наполняться смыслом и уйдёт хандра и уныние. Если же внутреннее состояние не меняется и проблема переходит в перманентно тревожащий характер, — рекомендую обратиться к специалисту. Лучше упредить, чем лечить.
В результате — повышенная тревожность, стресс, депрессивные состояния, чувство одиночества, прокрастинация. Особое внимание хочу обратить на так называемый «кризис смыслов». Когда человек, закрыв материальные потребности, не понимает ради чего большего ему продолжать делать свою работу. За этим следует выгорание на работе, прокрастинация (постоянное откладывание), апатия и нежелание включаться в рабочий процесс. Это опасное состояние, потому что в результате может спровоцировать заболевания психосоматического характера.
В таких случаях кто-то смотрит в сторону другого рода занятий, но сомневается, что сможет реализовать себя не в IT и иметь такой же уровень дохода. Здесь нужно либо искать смыслы, либо смелость идти в новое.
Часто в поисках мотивации специалисты уезжают заграницу. Но это фрустрирует ещё больше. Так как ко всем имеющимся факторам присоединяется новый источник стресса: смена места жительства, другое общество со своим культурным кодом и правилами. Стать «своим» в интернациональном комьюнити для многих непосильная задача. Особенно если учесть отсутствие навыков в построении отношений и коммуникации. Это ещё больше угнетает и вызывает чувство одиночества.
К слову, один из моих клиентов, переехав в Америку, однозначно назвал свою деятельность «одинокой профессией». Также я часто наблюдаю так называемый «комплекс самозванца». Когда специалист чувствует, что не соответствует заявленным требованиям и способен дать меньше, чем от него ожидают. Такой человек все время боится, что его вот-вот «разоблачат». Здесь рядом находится и другая проблема — постоянное сравнение себя с другими. IT-специалиста работа подстерегает за каждым углом, а для любого хэдхантера он — лакомый кусочек. Несмотря на это, их мучают вопросы: «достаточно ли я хороший специалист», «могу ли я справиться с задачей», «достаточно ли знаний и опыта у меня по сравнению с другим, чтобы мне не сливали скучные бесперспективные проекты».
Интеллектуальный труд важно балансировать физическими активностями. Ввести регулярные умеренные спортивные разгрузки. Это снижает уровень кортизола — гормона стресса. Если человек замечает за собой: отсутствие интереса, проблемы в коммуникации, чувство внутренней пустоты, желание компенсировать чем-то в виде еды, алкоголя, игр, фоновую тревогу и беспокойство, плохой сон, раздражительность. Все это звоночки к тому, чтобы обратиться к психологу.
Также рекомендую обязательно изучить и иметь в арсенале техники релаксации: дыхательные, телесные, медитативные. Забота о себе — залог счастливого человека.
Айтишники скучают по довоенным «плюшкам» и бонусам. Однако порезали мотивационные пакеты не все работодатели: несколько инсайтов
Из-за войны некоторые компании отменили бонусы и мотивационные пакеты сотрудникам, пытаясь оптимизировать бюджеты и сократить расходы из-за неопределенности ситуации. dev.ua решил спросить работодателей, как именно и в чью пользу они пересматривали мотивационные пакеты рабочих.
«Разработка игр — это всегда проблемы». История выпускника ХПИ, ставшего senior-геймдизайнером и автором комиксов, который знает об играх всё
Геймдизайнер Андрей Заколодный с детства любит видеоигры и еще школьником пытался их создавать. С переездом в другой город и поступлением в университет это желание несколько отошло на второй план. Но в итоге жизнь сложилась так, что у Андрея получилось поработать в известных на весь мир студиях, приложить руку к Assassin’s Creed Valhalla и дорасти до senior-геймдизайнера, а параллельно — ещё и свой комикс на английском издать.
Про нюансы работы в игровой индустрии, разницу между Gameloft и Ubisoft, личные стремления к лучшему, творческие порывы и многое другое — в его рассказе.
«Я столкнулась с виной уцелевшего – за каждое желание выпить кофе я чувствовала стыд». 4 истории айтишниц, ходящих к психотерапевтам
Психотерапия — залог сбережения ментального здоровья для многих представителей IT-отрасли. Кто-то идет «чинить мозги» к специалисту после перегрузки на работе, кто-то работает над интроверсией, а кому-то просто сложно даются отношения в коллективе.
dev.ua восстанавливает цикл материалов о Mental Health в IT. Сегодня истории четырех специалисток из Quarks, ELEKS и Parimatch Tech, которые кроме IT вошли и в терапевтическую практику.